Уважаемые коллеги, пресс-служба НО ТЦА подготовила подборка интересных тем
Росстат внезапно повысил оценку роста строительной отрасли за 2018 год до 5,3%
https://www.kommersant.ru/doc/3866566
Свежая порция данных Росстата за 2018 год принесла очередной сюрприз — пересчет объемов и динамики строительных работ. В 2017 году их оценка была улучшена с минус 1,4% до минус 1,2% год к году, а в 2018 году пересчет оказался драматическим — за год строительство выросло на 5,3%, хотя за январь—ноябрь его рост оценивался в 0,5%. «Улучшение данных о строительстве убирает их несоответствие данным об инвестициях, указывая на то, что капвложения были не такими низкими, как ожидали многие. Это должно увеличить рост ВВП в четвертом квартале 2018 года до более чем 2%»,— отмечает Дмитрий Полевой из РФПИ.
Напомним, в начале декабря 2018 года Росстат сообщил о бурном годовом росте капвложений в третьем квартале на фоне сокращения и строительства (на него приходится 55% всех капитальных вложений), и инвестиционного импорта, и оценок планов промышленников на инвестиции (промышленность обеспечивает 52% всех капвложений). Помимо того что в отраслевых данных статистиков не удалось обнаружить разумного объяснения такому росту инвестиций, аналитиков сильно смущал сам по себе факт заметного роста инвестиций на фоне снижения строительства.
Теперь же экспертов смущают результаты переоценки строительных показателей. «Со строительством дело очень хитрое. В некоторые месяцы пересмотр в номинале составляет несколько десятков миллиардов рублей. Такие "досчеты" не объяснить чем-то осмысленным. Похоже на некие статистические фокусы»,— отмечает Игорь Поляков из ЦМАКП. Неправдоподобно с точки зрения статистики выглядят и обновленные данные строительной отрасли с устранением сезонных и календарных колебаний в сравнении со среднемесячными показателями 2015 года. Судя по их динамике, опубликованной на графике статслужбы, весь подскок объема работ в отрасли пришелся на начало 2018 года — с минус 10% в декабре 2017 года до плюс 10% в январе 2018-го. К концу же 2018 года динамика стройки снова вернулась к нулевой отметке (см. график). «Очень странный подскок»,— соглашается господин Поляков, отмечая, что в ЦМАКП пытались разными методами моделировать результаты статистиков — но ничего подобного получить не смогли.
В 2018 году по пока не пересмотренным оценкам Росстата темпы роста объемов строительства замедлялись и в годовом выражении — с 4,3% в ноябре до 2,6% декабре и с 5,6% в третьем квартале до 4,1% в четвертом. Эта динамика также выглядит странной — всплеск объемов строительства и капвложений в силу отчетности приходится на конец года.
Между тем, не дожидаясь подробностей от Росстата и не объясняя источников столь бурного роста, Минэкономики в опубликованной в пятницу «Картине деловой активности» заявило, что пересмотр данных строительства позволил ему оценить рост ВВП по итогам 2018 года на уровне 2% против 1,6% год назад и 1,8%, ожидавшихся до появления строительной статистики.
Иными словами, следуя поручениям президента Владимира Путина об увеличении доли основного капитала в структуре ВВП, основным фактором роста экономики в 2018 году могут стать инвестиции. Однако опросы промышленников ИЭП им. Егора Гайдара, как и конъюнктурные индексы делового климата самого Росстата, указывают лишь на ухудшение инвестиционных планов компаний в 2018 году.
Неожиданно высокие темпы роста ВВП теперь не сочетаются только с экономическим положением граждан. Хотя, по оценке Росстата, реальная зарплата в 2018 году выросла на 6,8% (прогноз Минэкономики — 6,9%), в декабре темпы ее роста замедлились до 2,5% по сравнению с 4,2% в ноябре. Во второй половине года зарплата росла лишь в строительстве, транспорте и IT, а ее прирост в бюджетном и соцсекторе с середины года замер.
Реальные же доходы населения с учетом единоразовой пенсионной выплаты в начале 2017 года (за 2018 год реальные пенсии снизились на 2,6%, оценили в ЦМАКП) снижались пятый год подряд — минус 0,2% против минус 1,2% в 2017 году (Минэкономики прогнозировало их рост на 3,6% в 2018 году). Без учета выплаты рост доходов составил плюс 0,3% против минус 1,6% годом ранее. Однако среднемесячная динамика реальных доходов была отрицательной и в этом случае — минус 0,2%, оценили в ЦМАКП. «Столь длительного непрерывного периода обнищания населения не было даже в 90-х. На фоне ускорения инфляции, роста налогов и жесткой бюджетной политики практически нет сомнений, что в этом году непрерывный ряд падения доходов продлится до шести лет»,— отмечает экс-глава департамента макропрогнозирования Минэкономики Кирилл Тремасов из «Локоинвеста».
Минфин намерен заново проверить восемь ЭТП, действующих на рынке госзакупок
https://www.kommersant.ru/doc/3866553
Минфин внес в Белый дом поправки к ряду постановлений правительства — до 1 марта регулятор вместе с ФАС намерен проверить восемь электронных торговых площадок (ЭТП), уже подтвердивших свое соответствие требованиям рынка госзакупок, на предмет соблюдения ими как старых, так и новых ограничений. Также Минфин хочет запретить операторам ЭТП работать на этом рынке «с привлечением третьих лиц». О каких конкретно лицах и действиях идет речь, документ не конкретизирует. Разработку Минфина уже раскритиковал Минюст, указав, что такие ограничения могут быть оформлены лишь поправками к закону, и отметив, что в пояснительной записке к проекту нет «аргументов в пользу необходимости данного ограничения».
Опрошенные “Ъ” участники рынка и эксперты обеспокоены планами министерства устроить новые проверки: они уже подтвердили свою способность работать по новым правилам в сентябре 2018 года и опасаются, что на деле в результате проверок им придется уйти с рынка, уступив свои доли крупнейшим игрокам. Запрет же на привлечение третьих лиц как минимум требует уточнения: площадки в своей работе взаимодействуют, например, с интернет-провайдерами, внутренними и внешними закупочными системами заказчиков, банками, удостоверяющими центрами и т. д., говорят операторы.
В Минфине пояснили, что не планируют сокращать число ЭТП и хотят только проверить соответствие операторов требованиям постановления правительства №656, вступившим в силу с 1 января 2019 года, в том числе к информбезопасности. По версии курирующего закупки заместителя главы ФАС Михаила Евраева (назначен в конце 2018 года), «при отборе изначально предполагалось, что проверки будут проходить в несколько этапов». Но в соглашении с операторами указано, что проверка проводится не чаще одного раза в год, то есть не раньше сентября 2019 года. «Соглашение между Минфином и операторами носит гражданско-правовой характер, по ст. 192 общей части Гражданского кодекса срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока»,— подтвердил “Ъ” управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус» Юлий Тай.
Впрочем, проверки большинства площадок в конце сентября длились не более двух часов и были формальными, это подтвердили “Ъ” несколько операторов. Осенью в Минфин поступала масса жалоб на функционал отобранных площадок со стороны заказчиков торгов для малого бизнеса (больше всего на площадку ЕЭТП), но и эти проблемы уже сняты, подтвердил ее гендиректор Антон Емельянов.
Предлагаемый же Минфином запрет на привлечение третьих лиц, по предположениям ЭТП, направлен на пресечение взаимодействия между прошедшими и не прошедшими отбор площадками: последние стали сдавать в аренду оставшимся на рынке оборудование, а также передавать им закупки своих клиентов по квоте на размещение госзаказа для малого бизнеса. Прямого запрета на это нет, говорят операторы, Минфин еще 2 октября 2018 года пытался установить его письмом, но эту попытку в ноябре заблокировал тот же Минюст, указав на необходимость принятия нормативного акта, проект которого и разработал Минфин. Пресс-служба ведомства объяснила запрет обязанностью оператора проводить закупочные процедуры без возможности их фальсификации при передаче иному оператору.
Как поясняют в Минфине, нормами закона 223-ФЗ уже сейчас предусмотрена обязанность оператора электронной площадки «обеспечить проведение закупки с использованием только принадлежащих ему аппаратно-программных средств». Закрепление этого положения потребовалось для «недопущения нарушения указанного положения», уточнили в Минфине.
Счетная палата считает, что проектное финансирование в РФ, по сути, не заработало
https://www.kommersant.ru/doc/3866575
Счетная палата считает, что проектное финансирование в РФ, по сути, не заработало,— к этому выводу аудиторы пришли, проанализировав предоставление в 2015–2018 годах госгарантий по кредитам, привлекаемым компаниями в его рамках. Программа появилась в конце 2014 года в качестве антикризисной меры, направленной на поддержку роста ВВП за счет дешевых денег для проектов в приоритетных отраслях (фармацевтике, машиностроении, IT). Предприятия могли получить заем до 20 млрд руб. под госгарантию, а банк — рефинансировать этот кредит в Банке России на три года. Кредит выдавался под 11,5% (ставка ЦБ — на тот момент 9% — плюс 2,5%).
Фактически же проектное финансирование работало только в 2015 году — тогда на реализацию 41 инвестпроекта общей стоимостью 342,9 млрд руб. было предоставлено 45 госгарантий по кредитам на сумму 58,3 млрд руб. «Освоено 97,2% объема госгарантий, что свидетельствует о высокой востребованности механизма»,— подчеркивает Счетная палата. Отметим, лимит в 100 млрд руб. был выбран уже к середине года — необходимый объем кредитов оценивался в 235 млрд руб. Минэкономики и ЦБ долго спорили о необходимости его увеличения — ЦБ был против, ссылаясь, в частности, на способность многих отобранных заемщиков привлечь коммерческое финансирование без льгот.
Средства выделены не были — в итоге уже в 2016 году программа проектного финансирования была приостановлена. По мнению СП, года работы механизма недостаточно для того, чтобы создать долгосрочный механизм господдержки инвестпроектов. Не оказала программа и заметного влияния на рост экономики — поручение президента в итоге оказалось невыполненным, отмечает палата. Из поддержанных в рамках программы успешно реализованы в 2017 году 23 проекта на 183,4 млрд руб. Еще девять проектов (100,8 млрд руб. с объемом гарантий в 18,6 млрд руб.) остались не завершены, еще девять (на 59,8 млрд руб.) реализуются уже вне механизма проектного финансирования.
Отметим, что об итогах программы власти публично не отчитывались, а сам механизм оказался забыт. Вместо него правительство разработало новый инструмент — «фабрику проектного финансирования», которая де-факто запущена в конце 2018 года на базе ВЭБ.РФ и предполагает финансирование проектов по принципу «80 на 20», где 20% составляют собственные средства инициатора проекта, а остальное — заемные, синдицированные через транши для снижения рисков участников. Счетная палата предлагает учесть опыт реализации прошлой версии проектного финансирования при выполнении новой программы. В частности, аудиторы призывают вести мониторинг в течение всего срока реализации инвестпроектов, а при подготовке их паспортов — разработать систему показателей, которые будут отражать достижение стратегических и национальных целей.
Рост долговой нагрузки россиян стал рекордным за пять лет
https://www.rbc.ru/finances/25/01/2019/5c4ad2089a7947ada5b03d1a
Долги россиян перед банками по итогам 2018 года выросли на 22,8% против 13,2% в 2017 году и достигли 14,9 трлн руб., следует из обзора развития банковского сектора России, опубликованного ЦБ. Это рекордный рост с докризисного 2013 года, когда задолженность населения подскочила почти на 30%, до 9,7 трлн руб.
ЦБ пока не подвел итоги года по отдельным секторам рынка, но, исходя из данных за 11 месяцев, можно сказать, что основной вклад в рост задолженности россиян внесла ипотека, кредитный портфель по которой вырос с 5,34 трлн руб. на 1 января 2018 года до 6,53 трлн руб. на 1 декабря, а также необеспеченное потребкредитование — с 6,02 трлн до 7,3 трлн руб. соответственно. В 2013 году львиная доля портфеля приходилась именно на необеспеченное кредитование, а ипотека составляла единицы процентов в общем долге.
Стимулом для роста розничного кредитного рынка стало снижение процентных ставок, наблюдавшееся в течение большей части года, — они постепенно понижались с января по сентябрь, осенью же возобновился повышательный тренд (после первого с 2014 года повышения ключевой ставки ЦБ). Несмотря на это, средневзвешенная процентная ставка по рублевым кредитам для физических лиц на срок более года снизилась с 13,5% в январе до 12,4% годовых в ноябре 2018 года.
Еще одним фактором, способствовавшим увеличению кредитования, стали слабые денежные доходы населения. 2018 год стал пятым годом беспрерывного падения реальных доходов — они сократились на 0,2%.
Стимулов в виде повышения зарплат в бюджетном секторе и увеличения МРОТ явно недостаточно для разворота негативных тенденций в благосостоянии населения, говорит финансовый аналитик «БКС Премьер» Сергей Дейнека. В таких экономических реалиях люди берут необеспеченные кредиты для поддержания своих обязательных расходов, а также для решения наиболее насущных проблем, требующих крупных трат и формирующих для людей некоторый задел на будущее, считает эксперт.
Ипотечный же бум 2018 года обязан своим появлением именно стремлению населения в кратчайшие сроки решить проблемы с жильем на фоне рекордно низких ставок, указывает Дейнека. В сентябре и октябре ставки по ипотеке достигали исторического минимума в 9,41%, в ноябре их рост возобновился, до 9,52%. В начале 2019 года средняя ставка опять может перевалить за 10%, после того как крупнейшие банки объявили о ее повышении вслед за ростом ключевой ставки ЦБ.
Росстат: в 2018 г. реальные доходы сократились на 0,2%, падение продолжилось пятый год подряд
https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/01/25/792487-dohodi-rossiyan
В 2018 г. реальные доходы сократились на 0,2% (с учетом выплаты 5000 руб. пенсионерам в январе 2017 г.), сообщил Росстат, – это уже пятый год падения доходов населения. В новейшей истории России такого долгого их снижения еще не было – даже в 1990-е, замечает директор аналитического департамента «Локо-инвеста» Кирилл Тремасов. При ускорении инфляции, росте налогов и жесткой бюджетной политике почти нет сомнений, что в 2019 г. падение доходов продлится, прогнозирует он.
Данные оказались существенно ниже прогноза и Минэкономразвития (+3,4%), и президента Владимира Путина (+0,5%). Хотя без январской выплаты 2017 г. доходы выросли – на скромные 0,3%.
Проблемы есть и с другими статьями доходов россиян: пенсии и социальные трансферты до сих пор не достигли показателей 2016 г., доходы от предпринимательской деятельности снижаются. А вот потреблять люди стали больше – оборот розничной торговли в 2018 г. вырос на 2,6% и достиг 31,5 трлн руб., сообщил Росстат. Спрос поддерживают кредиты – это один из источников финансирования роста потребительского спроса последние три года, писали аналитики департамента исследований и прогнозирования ЦБ.
Этот год станет испытанием для консервативного подхода России к фискальной и монетарной политике, полагает главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин: за исключением низкой безработицы (4,8%), данные по домохозяйствам за декабрь 2018 г. стали разочарованием, многие из них ниже прогноза. По его мнению, правительство будет вынуждено сделать выбор между назревшими структурными мерами и более мягкой бюджетной политикой. Потребление в 2019 г. будет замедляться, как и рост зарплат, а ВВП по итогам года вырастет не больше чем на 1%, оценивает он.
Падение доходов – основная претензия россиян к властям, считает политолог Аббас Галлямов: «Сам по себе политический курс, проводимый режимом, изначально людей полностью устраивал, не устраивает только его результат – растущая бедность. Именно она политизирует людей, заставляя их пересмотреть одобрительное отношение к действиям властей». Опасаясь протестных выступлений, власти вынуждены давать все больше полномочий силовикам, а это ведет к дальнейшему ухудшению инвестиционного климата и способствует дальнейшей деградации экономики, что ведет к очередному витку снижения уровня жизни населения и росту протестных настроений, полагает эксперт: «Выхода из этого тупика не видно».
Главный риск – в противоречии, которое складывается у граждан, между ощущением силы государства и реальной неспособностью власти влиять на текущие экономические тренды, считает политолог Михаил Виноградов: «Вследствие подогревавшегося в последние годы стереотипа о всемогуществе государства во внешней политике, социальной сфере, а отчасти и в экономике граждане теряют ощущение зависимости от экономической конъюнктуры, не следят за курсом доллара, ценами на нефть, статистикой – эти параметры не представляются для них жизнеобразующими, поскольку государство все равно сделает так, как ему хочется, и в случае чего защитит». Немалая часть граждан мыслит советскими стереотипами, что деньги не столько берутся из экономики, сколько печатаются государством, сетует он: «А государство в реальности не захочет печатать их слишком много, поскольку разгон инфляции еще негативнее отразится на реальных доходах и самооценке гражданами своего финансового положения». Вряд ли у власти есть ощущение, что она сильнее экономических трендов, полагает политолог: «Самое логичное краткосрочное решение в этой ситуации – не разгонять инфляцию, однако соблазн простых решений типа борьбы с ростом цен на яйца, бензин и др., выливающихся в пропагандистские кампании с малопредсказуемым результатом, всегда силен».
Майнеры могут приносить бюджету РФ до 70 млрд руб в год по НДС, считают эксперты
https://1prime.ru/finance/20190128/829653957.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
Создание "криптодолины" в РФ может потенциально, с учётом имеющихся резервов электроэнергии, приносить до 70 миллиардов рублей ежегодного дохода в бюджет государства только по статье НДС за потребляемое электричество, следует из расчётов международной инфраструктурно-майнинговой компании BitCluster.
Тема создания в России "криптодолины", или "криптоофшора", впервые была поднята в феврале. Тогда замминистра финансов РФ Алексей Моисеев заявил, что Минфин предлагает создать в России специальные офшоры для организованных торгов криптовалютой. Ведомство рассматривало, по его словам, возможность реализации организованных торгов во Владивостоке и Калининграде. Позднее, появлялись предложения разместить криптодолины в Крыму, Калининградской области, Приморском крае, на острове Русском.
Эксперты BitCluster указывают, что государственная прибыль от майнинга очевидна, поскольку платежи за электроэнергию облагаются НДС — теперь в 20%. Их данные основаны на расчетах потребления электроэнергии одного типичного устройства для майнинга — Antminer S9i, которое составляет 1,350 кВт.ч. Так, все выпущенные на сегодня такие устройств (740 тысяч) составили бы мощность электропотребления около 1 ГВт, и при цене электроэнергии 2 рубля за кВт.ч поступления по НДС от них составили бы 292 миллиона рублей в месяц.
Объем первоначальных инвестиций в проект криптодолины, по расчетам экспертов, может составить около 1 миллиарда рублей. Но, по их мнению, в России достаточно предпринимателей в сфере майнинга, готовых вложить средства в развитие криптодолины.
Лидерами роста объемов торговли с Россией по итогам 10 месяцев 2018 года стали страны, которые поддерживают антироссийские санкции
https://ria.ru/20190128/1549998478.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
Лидерами роста объемов торговли с Россией по итогам 10 месяцев 2018 года стали страны, которые поддерживают антироссийские санкции, говорится в исследовании международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. По словам экспертов, в основном рост вызвало увеличение объемов экспорта из РФ.
"В январе-октябре 2018 года внешнеторговый оборот России составил 567 миллиардов долларов, увеличившись на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Росстат выделил 27 стран, значительно нарастивших товарооборот. 17 из них поддерживают антироссийские санкции. Торговля с этими странами составила 48% от общего товарооборота России за 10 месяцев 2018 года и достигла 271,6 миллиарда долларов", - говорится в исследовании.
Первое место по росту товарооборота заняла Польша, которая увеличила оборот с Россией на 37,5% до 17,8 миллиона долларов, по сравнению с январем-октябрем 2017 года. При этом общий объем торговли между странами в позапрошлом году составил 16,5 миллиона долларов. Второе место заняла Молдова, за 10 месяцев прошлого года нарастившая товарооборот с Россией на 31%. На третьем месте – Швейцария, она увеличила объем торговли с РФ на 30,1%.
"Это классическая ситуация единства предпринимателей, когда бизнесмены упражняются в агрессивной риторике, а под столом пожимают друг другу руки", – отметила Елена Трубникова, председатель совета директоров сети FinExpertiza.
Тем не менее, ни одной из этих стран не удалось приблизиться к досанкционному уровню товарооборота, который был достигнут в 2013 году. Ближе всех к "цели" по итогам года подошла Бельгия с результатом 99,6% от досанкционного уровня. США достигли уровня 92,6%, Молдова – 91,8%. Меньше всего удалось отыграть падение товарооборота с РФ Латвии - 38,7%, Украине - 39,5% и Италии - 50,8%.
Нужно ли России членство в ПАСЕ?
https://www.kommersant.ru/doc/3866584
В июне главы МИДов стран—членов Совета Европы (СЕ) рассмотрят вопрос о членстве России в этой организации. РФ уже три года не участвует в сессиях Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) и почти два года не перечисляет взносы в бюджет СЕ. Ее долг на начало 2019 года составил около €60 млн. Поэтому вопрос о членстве России в СЕ стал одной из главных тем зимней сессии ПАСЕ, проходившей в Страсбурге 21–25 января.
Большинство членов ПАСЕ относится к Москве отрицательно — осуждающие действия России резолюции, как правило, принимаются подавляющим большинством голосов. Именно из-за постоянных нападок в ассамблее Россия не участвует в ее сессиях. В знак протеста в 2016 году российская делегация перестала ездить в Страсбург, а год спустя — еще и платить взносы.
ПАСЕ, ставшая главной публичной площадкой споров о российском членстве,— не единственный орган Совета Европы. Помимо него в состав СЕ входит Комитет министров, в котором представлены главы МИДов 47 стран-членов.
Несмотря на то что Россия два года не перечисляет взносы в бюджет организации, страна продолжает активно работать в других структурах СЕ, за рамками ПАСЕ.
«В остальных органах у нас нормальное взаимодействие,— заверяет постпред РФ при СЕ Иван Солтановский.— В том числе и с судом, Комитетом министров и с конгрессом местных и региональных властей, который работает очень эффективно и совсем не так политизирован, как ПАСЕ. Там наши губернаторы и мэры очень плодотворно работают по вопросам местной демократии, по решению проблем миграции, решению социально-экономических проблем». При этом постпред добавляет, что РФ, «к сожалению, в какой-то степени стала заложником ситуации в ПАСЕ».
Примеры сотрудничества легко найти: в октябре 2018 года Россия наряду с 19 другими членами СЕ подписала протокол к Конвенции о защите персональных данных. Как считают в российском постпредстве при СЕ, реализация Плана по борьбе с допингом, подписанного в 2016 году Россией и Советом Европы, стала одним из факторов, благодаря которому в сентябре 2018 года исполнительный комитет Всемирного антидопингового агентства проголосовал за признание Российского антидопингового агентства соответствующим Всемирному антидопинговому кодексу, вернув ему аккредитацию.
Наконец, Россия как член СЕ участвует более чем в 60 конвенциях организации и в трех десятках соглашений, которые охватывают практически все сферы жизни: от защиты прав и свобод человека и гарантий основополагающих экономических и социальных прав до договоренностей в сфере культуры и спорта. Именно участие в конвенциях Совета Европы и возможность подавать жалобы в ЕСПЧ — главная ценность членства в этой организации, подтверждают все эксперты