Темы дня
Прогнозы об экономической программе Мишустина
https://www.kommersant.ru/doc/4221398#id1848215
Антон Силуанов, и. о. первого вице-премьера, в четверг на Гайдаровском форуме подробно комментировал — как руководитель Минфина — готовящийся доклад Михаилу Мишустину по финансированию соцрасходов, упомянутых в послании президента 15 января. Это также можно считать знаком того, что и. о. первого вице-премьера останется в правительстве, по крайней мере в Минфине. Но гораздо надежнее констатировать, что Антон Силуанов просто уверен в сохранении правительством господина Мишустина макроэкономического курса последних лет.
Из выступлений нового главы правительства в сущности это прямо следовало. Михаил Мишустин и в кратком, десятиминутном выступлении в Госдуме, и в ответах на вопросы в парламенте ни разу не дал усомниться в том, что эти базовые достижения будут как-то меняться: допускается лишь незначительный рост федеральных расходов через небольшое повышение «планки отсечения» ФНБ, что в принципе не считается в Минфине серьезной проблемой. Подробно о новом курсе Белого дома новый премьер-министр готов рассказать Госдуме к апрелю.
Пока же есть шесть основных предъявленных Михаилом Мишустиным направлений работы Белого дома в ближайшие месяцы — из них, кстати, следует, что в правительстве премьер-министр намерен работать заведомо не менее полутора-двух лет.
Речь будет идти об очень быстром решении сложившихся проблем вокруг нацпроекта «Цифровая экономика» (он де-факто был блокирован в 2019 году) и дорожного строительства (разногласия с регионами), создании общеправительственной технологической инфраструктуры для системы адресной соцподдержки с 2022 года — в свою очередь, как выяснилось, структуры Госсовета уже в феврале будут обсуждать дополнительные вопросы в связи с этим, в том числе предложения АСИ (см. “Ъ” от 13 января). Кроме того, неотложными проблемами считаются ситуация вокруг долгов ОПК (не очень публичное и пока безрезультатное обсуждение этой темы в Белом доме идет с осени 2018 года), регулирование агроэкспорта. Наконец, Михаил Мишустин ждет скорого принятия и введения в действие закона о защите и поощрении капиталовложений (Госдума ранее не намерена была с ним торопиться, президент в послании 15 октября, напротив, на этом настаивал) и проведения реформы КНД.
Правительству такого набора тем обычно хватает на год-два. Успехом Михаила Мишустина можно будет считать любое сокращение этого срока.
Предложенные президентом поправки создают новую систему сдержек и противовесов
https://www.kommersant.ru/doc/4221442?from=four_strana
В своем послании к Федеральному собранию президент России Владимир Путин предложил наделить Государственную думу правом «утверждать» кандидатуру премьер-министра и состав правительства. Согласно нынешней редакции Конституции, Дума лишь «дает согласие» на назначение кандидата в премьер-министры, которого представляет президент. Состав правительства утверждает президент по представлению премьера. Согласно предложению Владимира Путина, президент будет обязан назначить министров, утвержденных Госдумой. Выступая в четверг на первой встрече с членами рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию, глава государства пояснил: «Парламент будет нести большую ответственность — не только за назначенных министров, заместителей и самого председателя, но и за ту работу, которую они проводят».
Однако в предложениях президента есть и противовес усилению влияния нижней палаты парламента. Новым инструментом влияния президента станет Конституционный суд.
Владимир Путин предложил наделить его возможностью по запросам президента проверять конституционность законопроектов, принятых Федеральным собранием, до их подписания президентом. Президент также предложил дать Конституционному суду возможность оценивать на соответствие Конституции «не только законы, но и иные нормативно-правовые акты органов государственной власти как федерального, так и регионального уровня».
С другой стороны, Владимир Путин предложил наделить президента правом вносить в Совет федерации представление об отрешении от должности судей Конституционного суда «в случае совершения ими проступков, порочащих честь и достоинство, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, свидетельствующих о невозможности сохранения лицом статуса судьи». Сейчас такие представления может вносить лишь сам Конституционный суд.
Глава аналитической службы юридической фирмы «Инфралекс» Ольга Плешанова считает, что такие предложения Владимира Путина усиливают контроль президента над Конституционным судом и дают ему дополнительный рычаг воздействия на работу парламента. «Возможность вносить представления об отрешении судей от должности повысит управляемость Конституционного суда,— говорит Ольга Плешанова.— Сейчас, если президент отклоняет какой-либо законопроект, он может быть принят и без его согласия, для чего необходимы две трети голосов членов Госдумы и Совета федерации. Если представить себе, что в будущем сложится ситуация, в которой Федеральное собрание и президент займут противоположные политические позиции, парламентом будет принят какой-либо радикальный законопроект, а президент не сможет воспользоваться правом вето, у него появится возможность просто направить законопроект в Конституционный суд, который признает его не соответствующим Конституции. Отменить это решение будет невозможно — процедура обжалования решений Конституционного суда российским законодательством не предусмотрена». Возможность рассматривать на соответствие Конституции нормативно-правовые акты федеральных и региональных органов госвласти также повысит влияние КС на работу исполнительной власти после принятия поправок, считает госпожа Плешанова.
Эксперт по конституционному правосудию Ольга Подоплелова сообщила “Ъ”, что такой механизм работы КС известен в мировой практике, но «сам по себе достаточно маргинален». Так, он предусмотрен в законодательстве Польши, Венгрии и Сербии. Госпожа Подоплелова считает, что этот механизм также может работать и в обратном направлении: «В случае принятия парламентом какого-либо непопулярного законопроекта признание его Конституционным судом соответствующим Основному закону добавит такому законопроекту легитимности».
Конституционные поправки Путина увеличат полномочия органов местного самоуправления
https://www.kommersant.ru/doc/4220897?from=doc_vrez
Предложение Владимира Путина закрепить в Конституции принципы единой системы публичной власти де-факто призвано узаконить идущий с 2017 года процесс наращивания ее вертикали снизу за счет объединения отдельных муниципалитетов в городские округа в пределах районов. Этот процесс в последние годы сопровождался противодействием муниципальных депутатов и населения и вызывал массовые протесты на местах, зачастую оканчивавшиеся судебными разбирательствами.
Идеи объединения в местном самоуправлении особую актуальность обрели в Московской области — там их активно поддерживает глава региона Андрей Воробьев. Одним из примеров противостояния сторон в этом процессе стал конфликт губернатора с главой Серпухова Александром Шестуном. Последнему эти события стоили свободы: в конце декабря Генпрокуратура утвердила обвинительное заключение по его уголовному делу. Экс-глава района обвиняется по целому ряду статей УК, в том числе в мошенничестве в особо крупном размере, отмывании денег и взяточничестве. Сам он вину не признает и считает, что уголовное преследование связано с его намерением переизбраться главой района.
Отметим, что политика укрупнения муниципалитетов часто объясняется необходимостью сокращения расходов на содержание местных властей, а также отсутствием управляемости третьего уровня власти — органов местного управления — в вопросах, затрагивающих «приземление» нацпроектов на конкретные территории.
«И федеральный, и региональный уровень часто или делает вид, что его это не касается, или касается во вторую-третью очередь, а муниципальный уровень все время ссылается на отсутствие необходимых ресурсов и компетенций»,— констатировал ранее президент на встрече с руководством Федерального собрания (см. “Ъ” от 25 декабря 2019 года), упомянув «сложности, заложенные в Основном законе», которые нужно отрегулировать: «Какие-то вещи... можно было бы отрегулировать по-другому, в том числе взаимоотношения между муниципальными органами власти, государственными органами власти, имея в виду, что должна быть создана единая система публичной власти». Это необходимо, чтобы «выстроить эффективное взаимодействие между государственными и муниципальными органами»,— пояснил вчера президент, фактически пообещав новым укрупненным муниципалитетам, что «полномочия и реальные возможности местного самоуправления — самого близкого к людям уровня власти — могут и должны быть расширены и укреплены».
Необходимость правки Конституции вызвана тем, что подписанная и ратифицированная РФ Европейская хартия местного самоуправления требует закрепления в основном законе юридических норм, гарантирующих политическую, административную и финансовую независимость муниципалитетов. По документу, публичные обязательства должны реализовываться на наиболее близком населению уровне и могут передаваться вверх по вертикали, только если их выполнение силами местных администраций неэффективно или невозможно.
Де-факто включение местного самоуправления в «единую систему публичной власти» — паллиативное решение проблемы несовпадения объемов властных полномочий муниципалитетов и имеющихся у них ресурсов. Альтернативный вариант, при котором госвласть делится с местной ресурсами, признан неработоспособным из-за привязки бюджетных ассигнований к жестко централизованным федеральным проектным инициативам — а также высоких коррупционных рисков и рисков невыполнения местным самоуправлением спущенных их от центра проектов, притом что ответственность за их реализацию несут региональные и федеральные власти.
Впрочем, уравновесить рост влияния губернаторов Кремль намерен за счет избавления надзора за соблюдением законодательства от потенциального конфликта интересов. Согласование кандидатур прокуроров регионов с региональными законодательными собраниями может быть заменено на назначение их «по итогам консультаций с Советом федерации». Как пояснил Владимир Путин, суть идеи в том, чтобы избавить прокуроров от «определенных, в том числе неформальных, обязательств перед местными властями» и «рисков потерять объективность и беспристрастность». При этом Совфед, как «палата регионов», сможет учесть «позиции территорий по кандидатуре прокурора в субъектах федерации».
Госдума готовится к принятию законов о контроле и надзоре
https://www.kommersant.ru/doc/4221373?from=four_economic
Минэкономики рассчитывает, что ключевые законопроекты реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД) — об обязательных требованиях и о госконтроле — пройдут первое чтение уже в начале февраля, сообщил вчера на Гайдаровском форуме замглавы ведомства Савва Шипов. Проекты внесены в Госдуму в декабре прошлого года, тогда отмечалось, что их необходимо дорабатывать, что и планируется сделать в рамках второго чтения. Тем не менее региональные правительства, направившие свои отзывы на законопроекты, поддержали их практически без оговорок.
Думские комитеты, представившие свои заключения, рекомендуют принять законопроект в первом чтении — с рядом замечаний.
Парламентариев, в частности, волнуют положения законопроекта о госконтроле, допускающие освобождение организаций от контрольно-надзорных мероприятий в случае страхования ими рисков причинения вреда из-за нарушения обязательных требований. Комитет по финансовому рынку беспокоится, что это «может снизить уровень ответственности контролируемых лиц». Смущает эта норма и депутатов из комитета по контролю и регламенту. Они задаются вопросом о том, как это согласуется с целями госконтроля по предупреждению и пресечению вреда.
Ко второму законопроекту (об обязательных требованиях) замечания высказал лишь один думский комитет — по энергетике. Депутаты предлагают изменить порядок проведения оценки фактического воздействия актов, устанавливающих обязательные требования,— пока предполагается, что она проводится не позднее пяти лет со дня вступления норм в силу. С учетом того, что срок действия акта может составлять менее пяти лет, депутаты предлагают более общую формулировку — «не ранее одного года до истечения срока действия».
Опасаются депутаты комитета по энергетике и за отраслевое регулирование — как указывается в заключении, большинство устанавливаемых в электроэнергетике обязательных требований попадают под действие законопроекта. К 2021 году должна завершиться ревизия таких требований — не актуализированные к этому сроку подлежат отмене. По мнению депутатов, не исключено, что к моменту введения в действие закона новое регулирование не будет готово. Беспокоит это и правительство Ростовской области: законопроект не предусматривает сроков принятия новых обязательных требований, что «может повлечь отсутствие ответственности субъектов предпринимательства за несоблюдение обязательных требований».
По оценке Минэкономики, сейчас на федеральном уровне существует более 220 видов госконтроля, на региональном — еще почти 50, на муниципальном — 16. Как пояснил вчера глава Росаккредитации Алексей Херсонцев, с учетом отмены региональных и муниципальных актов реформа продлится еще три года — региональные акты планируется отменить до 2022 года, а муниципальные до 2023-го. По его словам, региональных и муниципальных актов, подлежащих отмене, намного меньше федеральных.