Счетная палата РФ проверила строительство ЦКАД
Строительство ЦКАД за год подорожало, но к завершению не приблизилось. На 1 января 2020 года техническая готовность пусковых комплексов №1 и №5 составляет 49% и 61%, соответственно*. За 2019 год прирост на указанных участках составил менее 15%. При этом по всем пусковым комплексам сроки строительства были продлены.
«В 2019 году строительство пусковых комплексов № 1, 3 и 5 продлено до 2020 года, по пусковому комплексу № 4 и по отдельным локальным мероприятиям – до 2021 года. В 2019 году стоимость проекта выросла на 2,6 млрд рублей и теперь составляет 315,9 млрд рублей. Тем самым Правительство ненадлежащим образом выполняет поручение Президента о принятии мер для недопущения увеличения стоимости реализации Проекта», – сообщил по итогам проверки** аудитор Валерий Богомолов.
За ходом реализации Проекта следит оперативный штаб Правительства. Он утвердил единый график ликвидации отставания строительства ЦКАД и еженедельно оценивает достаточность материальных, технических и трудовых ресурсов. Эта работа привела к позитивным результатам.
«В январе 2020 года был сдан девятикилометровый участок пускового комплекса №5. Также официально ввели в эксплуатацию участок в обход Звенигорода по протяженности 3,5 км, открытый для движения транспорта еще в 2017 году. По итогам проверки отмечается прирост технической готовности на пусковых комплексах № 3 и № 4, который составил 38% и 28% соответственно. При сохранении таких темпов производства работ существует высокая вероятность ввода указанных объектов в эксплуатацию в установленные сроки», – считает Валерий Богомолов.
Финансовая составляющая проекта урегулирована не полностью. Для завершения строительства ЦКАД, по подсчетам Автодора, потребуется 14,8 млрд рублей. Это дополнительные обязательства федерального бюджета на переустройство магистральных газо- и нефтепроводов, строительство транспортных развязок, создание системы взимания платы и другие мероприятия. «Однако, – заметил аудитор, – до настоящего времени отсутствуют положительные заключения госэкспертизы на проектную документацию по этим мероприятиям».
Объем финансирования Проекта с начала его реализации составил 186,5 млрд рублей, включая средства ФНБ (81 млрд руб.), субсидии (69,9 млрд руб.) и вложения инвесторов (33,8 млрд руб.). На 30 декабря 2019 года Автодор принял и оплатил работы в рамках долгосрочных инвестиционных концессионных соглашений на 143,1 млрд рублей.
В ходе проверки Счетная палата установила нарушения и недостатки при закупке товаров, работ и услуг, ведении бухгалтерского учета и ненадлежащий контроль за соблюдением условий концессионных соглашений в части привлечения средств инвесторов на 9 млрд рублей.
Отдельно аудитор остановился на ситуации с пропавшим лесом. При подготовке территории под строительство пускового комплекса №4 Госкомпания оплатила вырубку 214 тыс. деревьев. Вся древесина подлежала передаче Автодору, а подрядчик Стройгазсервис по условиям договора был обязан обеспечить ее сохранность до момента реализации.
«В ходе проверки установлено, что весь объем полученной древесины в период декабрь 2018 года – март 2019 года был выведен третьими лицами. Только в декабре 2019 года Госкомпания обратилась в суд о взыскании убытков с подрядчика в размере 45 млн рублей. При этом размер убытков, рассчитанный в ходе в ходе проверки, составляет 138 млн рублей», – рассказал Валерий Богомолов. Он рекомендовал Автодору рассмотреть вопрос об увеличении суммы иска в части упущенной выгоды.
Госкомпания прислушалась к данному предложению и оформила дополнительно иск. Согласен Автодор и с другими замечаниями Счетной палаты и обещает устранить все выявленные нарушения и недостатки.
«Мы практически все замечания, которые были в прошлом году, устранили. И сейчас стараемся вести работу эффективно. Над теми замечаниями, которые есть, безусловно, над большей частью работаем и устраним в самое короткое время», – заявил председатель правления ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко, который присутствовал на Коллегии.
В Новостях Счетной Палаты РФ был представлен и международный опыт в области дорожного строительства:
- Европейская счетная палата
ЕСП изучила проблемы строительства дорожной сети Евросоюза. Трансъевропейская сеть скоростных дорог (TEN-T) призвана обеспечить сокращение времени в пути для пассажирских и грузовых перевозок, а также увеличение пробега по автострадам. Дороги играют важную роль в интеграции стран и регионов ЕС, тем самым способствуя развитию их экономической активности. ВОА пришел к выводу, что завершение строительства TEN-T происходит слишком медленно, а расходы на ее техническое обслуживание становятся все более серьезной проблемой. В ходе проверки аудиторы посетили Болгарию, Чехию, Испанию и Польшу.
- Управление Генерального аудитора Канады
ВОА Канады в 2018 году опубликовал отчет «Замена моста Шамплейн в Монреале. Министерство инфраструктуры Канады». В октябре 2011 г. правительство Канады объявило о строительстве нового моста Шамплейн на замену старому. Мосту было меньше 50 лет, но он находился в плохом состоянии. В случае возникновения структурных проблем и перекрытия моста четыре других пункта пересечения реки не смогли бы справиться с возросшим потоком транспорта без существенных заторов. Новый мост должен был обладать тремя мостовыми настилами и вантовой конструкцией расстоянием 3,4 км. Планировалась реконструкция и расширение участка федеральной части трассы с тремя полосами в каждом направлении. По итогам аудита ВОА Канады пришел к выводу, что Министерство инфраструктуры Канады неэффективно планировало замену моста с точки зрения затрат. Более того, Министерство не обеспечило надлежащего управления рисками в области закупок. Ведомство также не обладает гарантиями ожидаемого срока эксплуатации моста в 125 лет. В то же время ВОА не нашел подтверждений тому, что мост будет эксплуатироваться меньше ожидаемого срока.
- Счетная палата Чешской Республики
Счетная палата провела аудит расходования средств государственного бюджета на строительство и реконструкцию автомобильных дорог в период с 2013 по 2018 гг. Было выявлено, что только 7 из 35 проектов строительства автодорог были выполнены вовремя, причем на подготовительные работы уходило в среднем 12 лет. Основной причиной задержек в строительстве стало финансирования ассигнований после экономического кризиса. Аудит также выявил проблемы с передачей прав собственности на автодороги округам и муниципалитетам, которые отказываются принимать эти дороги, потому что не располагают средствами для их обслуживания.
- Управление Генерального аудитора Королевства Дания
Управление рассмотрело финансирование проектов строительства автодорог Министерством транспорта и жилищного строительства Дании. Было выявлено, что Министерство переоценило стоимость 25 из 32 дорожных проектов на 11%, при этом не проведя должного анализа, который объяснял бы более низкий фактический уровень затрат. Следствием ошибки является то, что неиспользованные средства остаются заложенными в проекты, которые не требуют дополнительных ресурсов, вместо того чтобы быть направленными на решение новых задач.
* В рамках реализации Проекта предусматривается строительство в период 2014–2021 годов (первоначально 2014–2018 годы) следующих объектов первой очереди:
Всего в ходе инвестиционного проекта должно быть введено в эксплуатацию 346,8 км автомобильных дорог, из которых в рамках строительства – 287,4 км, в рамках реконструкции – 59,4 км. На платной основе будут эксплуатироваться участки дорог пусковых комплексов №№ 1, 3 и 4 общей протяженностью 251,3 км, или 72,5 % общей протяженности ЦКАД.