Развитие жилищного строительства и инфраструктуры, новые решения Правительства. Отчет мирового банка реконструкции и развития.
Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал Постановление Правительства РФ от 19.10.2020 №1704 «Об утверждении Правил определения новых инвестиционных проектов…» и Постановление Правительства РФ от 19.10.2020 №1705 «Об утверждении Правил списания задолженности субъекта Российской Федерации…», правила определения новых инвестпроектов позволят в 2021—2024 годах списывать задолженность субъектов РФ перед бюджетом, а сэкономленные бюджетные денежные средства необходимо инвестировать в объекты инфраструктуры таких инвестпроектов.
Новым инвестпроектом будет считаться ограниченный по времени и ресурсам комплекс мероприятий, направленных на создание и последующую эксплуатацию новых объектов основных средств или на реконструкцию существующих объектов, которые вводятся в эксплуатацию после 1 января 2021 года.
Объектами инфраструктуры будут являться объекты транспортной, инженерной, энергетической и коммунальной инфраструктуры, необходимые для реализации инвестпроекта.
В числе сфер, где смогут быть реализованы инвестпроекты, присутствуют, в том числе:
жилищное строительство; ЖКХ; строительство и реконструкция автодорог в рамках концессионных соглашений; дорожное хозяйство с применением ГЧП.
Высвобождаемые денежные средства могут быть направлены на проведение проектно-изыскательских работ, подготовку проектно-сметной документации и техническое присоединение к инженерным сетям.
Минэкономразвития России в течение 30 календарных дней со дня вступления его в силу в соответствии с ПП должно разослать в соответствующие запросы в субъекты РФ, по результатам представленных субъектами данных Минэкономразвития сформирует и будет вести сводный перечень таких проектов.
Задолженность субъекта РФ будет списываться при представлении обращения высшего должностного лица субъекта РФ на основании заключения, подготавливаемого Минфином совместно с ФНС.
Тема развития инфраструктуры была продолжена на 12-м инвестиционном форуме «Россия зовёт!», прошедшего 29–30 октября 2020 в онлайн-формате, президент России Владимир Путин и председатель правления банка «ВТБ Капитал» Андрей Костин обсудили привлечение инвестиций в инфраструктурные проекты, реализуемые в формате концессий.
Костин рассказал, что за последний год ВТБ привлек в концессии порядка 850 млрд рублей. Вместе с тем, он отметил тренд на привлечение средств в инфраструктурные проекты через выпуск госкомпаниями инфраструктурных облигаций.
«Но сейчас мы видим, что Правительство несколько акцент хочет сместить и больше заменить частные концессии на концессии государственных предприятий, выпускающих инфраструктурные облигации. Например, «Автодор» получает концессию, поднимает облигации. Это, с одной стороны, привлечёт портфельных инвесторов, возможно, которые заинтересованы в такого рода облигациях, но, я думаю, лишит нас другой части инвесторов, которые предпочитают вкладывать напрямую в концессии,» — сказал глава ВТБ и поинтересовался у президента, будут ли поддерживаться государством «частные» концессии.
Путин отметил, что привлечение частных инвестиций, в том числе иностранных, остаётся главной целью, и для этого будут использоваться различные механизмы. В качестве успешных примеров он привёл «вечные» облигации РЖД и работу РФПИ.
«Если Вы видите, что здесь есть какие-то вещи, которые требуют дополнительной настройки, скажите мне, пожалуйста, мы с коллегами это обязательно обсудим,» — заключил президент.
Первый заместитель Председателя Правительства Андрей Белоусов подтвердил, что накладывать какие-либо ограничения на существующие инструменты не планируется. Напротив, государство стремится развивать новые механизмы, в которых банки будут играть ключевую роль.
Среди развивающихся инструментов Белоусов назвал «зелёные» облигации, соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), специнвестконтракты (СПИК).
В заключение заместитель председателя Правительства привёл статистику по вложениям в реализацию проектов Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры: «Если в этом году мы тратим на него 365 миллиардов рублей из источников государственных денег, и денег прежде всего государственных компаний, то через год, в 2022 году, эта цифра вырастает до 562 миллиардов рублей, а к 2023 году это почти 600 миллиардов рублей. А всего с 2019 года это почти 3 триллиона рублей. Это огромные деньги, такие деньги никогда в инфраструктуру до сих пор у нас не вкладывались. Это кроме автомобильных дорог, которые мы сейчас выносим, что называется, в отдельное делопроизводство».
Всемирный банк опубликовал отчет "Анализ развития инфраструктуры 2020», который оценивает качество регулирования для подготовки, закупок и управления крупными инфраструктурными проектами с использованием ГЧП и традиционных государственных инвестиций (TГИ), структура отчета выстроена вокруг этапов цикла инфраструктурного проекта с точки зрения как ГЧП, так и TГИ.
Информация с сайта kremlin.ru