Национальное объединение
технологических и ценовых аудиторов

Пресс центр


25 сентября 2018

Президент НО ТЦА и его члены - участники IV Стратегического Форума «Транспортная инфрастуктура России»

IV Стратегический Форум «Транспортная инфраструктура России», организованный Национальным центром государственно – частного партнерства, Фондом Росконгресс при поддержке Федерального дорожного агентства, состоялся 19 сентября в Москве. Форум собрал на своих площадках специалистов, экспертов и аудиторов, работающих в сфере транспортной инфраструктуры России, представителей федеральных и региональных органов власти, бизнеса, инфраструктурных компаний. Участники форума обсудили вопросы развития транспорта и дорожной сети в стране. Особое внимание на Форуме было уделено проблемам совершенствования механизмов государственно–частного партнерства в транспортной отрасли, развитию дорожной сети регионов, цифровизации транспортного комплекса.

В интеллектуальных дебатах «Цифровизация транспортного комплекса: будущее за «умной» инфраструктурой» Прончатов Дмитрий – заместитель руководителя Федерального дорожного агентства сказал, что в следующие 6 лет правительство планирует существенно увеличить расходы на инфраструктуру, сумма может превысить 20 трлн. рублей. Министерство финансов РФ в конце июня опубликовало доклад «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 г. плановый период 2020 и 2021 г.г.», в котором содержатся основные параметры расходов будущего бюджета: в частности 2019 г. в него планируют внести новую статью расходов на выполнение майских указов президента, которые предполагают масштабное развитие инфраструктуры.

Инфраструктурные проекты в целом и транспортные в т.ч. могут претендовать на отбор для бюджетного финансирования в рамках майского указа. На эти цели государство выделяет 3-6 млрд. рублей бюджетных средств, причем в одной из версий эта сумма включает средства бюджетного Фонда развития (порядка 3 млрд. рублей), а в другой они прибавятся дополнительно. Бюджетные средства в рамках майского указа получат проекты из комплексного плана магистрального развития инфраструктуры. В первоначальную версию плана попали около 700 проектов, предложенные федеральными ведомствами и региональными властями (автодорожная инфраструктура – 43%, воздушная – 22,5%, железнодорожная – 15%). Шанс пройти отбор выше у проектов с наибольшим социально-экономическим эффектом.

На Форуме эксперты обсуждали тему: «Как изменит рынок инфраструктуры обоснование инвестиций?». Государство в попытке улучшить эффективность собственных инвестиций и усилить контроль за расходованием бюджетных средств порой блокирует значимые инструменты рынка и создает неудобства и ограничения. Новый механизм обоснования инвестиций, предложенный Министерством строительства РФ, касающийся запуска и финансирования проектов с участием государства, может изменить «погоду» на рынке концессий и ГЧП. Запуск проектов станет еще длиннее, а частная концессионная инициатива и вовсе перестанет быть рабочим инструментом.

Согласно проекту Минстроя, чтобы претендовать на государственные вложения в капитальное строительство, проектам с полным или частичным участием бюджета стоимостью от 1,5 млрд. рублей потребуется специальный пакет документов – обоснование инвестиций, который нужно подготовить до заключения соглашений. Законопроект прошел первое чтение в июне и имеет шансы действовать с 2019 г.

Несмотря на то, что перечень и называется обоснованием инвестиций, к инвестиционным документам он имеет опосредованное отношение: необходимо заранее подготовить например, схему планировки земли, основные архитектурно-художественные, технологические, конструктивные и объемно-планировочные решения, сведения об основном оборудовании, проект задания на проектирование и прочие… Единственный документ, имеющий отношение к вложениям в проект – обоснование предполагаемой (предельной) стоимости строительства(реконструкции) объекта капитального строительства.

Анна Лупашко – президент НО ТЦА добавила, что для ГЧП и концессий последнее по сути дублирует уже имеющийся в этих проектах механизм ТЦА, учитывающий бюджетную эффективность и бюджетные расходы.

Бутовский Александр – заместитель генерального директора по стратегическому развитию бизнеса АО «Институт «Стройпроект» отметил, что введение обоснования инвестиций удлинят сроки подготовки заключения соглашений в формате ГЧП и концессий, также усложнится схема изменений финансовых условий в проектах – для этого каждый раз заново нужно проходить процедуру обоснования инвестиций. «Главгосэкпертиза не приспособлена для ГЧП-проектов»- сказал он. При такой процедуре возникают дополнительные расходы для концессионера, а затем и для концедента, а не экономия бюджетных средств.

Каковы дальнейшие перспективы и пути развития транспортной инфраструктуры России на ближайшие годы, какие запланированы проекты и инициативы для реализации «майского указа» Президента РФ, каких целевых показателей необходимо достичь в развитии дорожной сети, как совершенствовать законодательную базу, каковы пути привлечения финансирования для реализации крупных строительных проектов, какие риски при этом возникают, и как их минимизировать, – все эти вопросы живо обсуждались участниками Форума.