Обзор работы по законотворчеству Государственной Думы РФ (весенняя сессия - 2019 года)
В период весенней сессии 2019 года Государственной Думой было принято 325 федеральных законов.
Принятые Государственной Думой Федеральные законы
1. 1 мая принят Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (№ 71-ФЗ от 01.05.2019 г.).
Закон был подготовлен рабочей группой Госдумы по проведению анализа и совершенствованию процедур закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон предусматривает введение гибкого механизма обеспечения исполнения контракта, определяя размер обеспечения контракта исходя из цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается такой контракт.
2. 18 апреля принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (№ 74-ФЗ от 01.05.2019 г.).
Законом установлено, что в случае нарушения банком требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и (или) принятых в соответствии с ним нормативных актов, а также в случае неисполнения предписаний Банка России об устранении таких нарушений максимальный размер взыскиваемого Банком России штрафа рассчитывается исходя из размера собственных средств (капитала) кредитной организации.
В результате принятия Закона будут существенно повышены размеры штрафов для кредитных организаций за все случаи нарушения ими федеральных законов и предписаний Банка России, что создаст неравные условия для определения размера штрафа и применения несоразмерных мер принудительного воздействия, прежде всего, к крупным банкам.
3. 12 марта принят Федеральный закон «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» (№ 34-ФЗ от 18.03.2019 г.).
Законом введено понятие «цифровые права», которыми признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам.
Закрепление понятия «цифровое право» в ГК РФ позволит определить его место в системе объектов гражданских прав, допустить оборот этого объекта, в т.ч. куплю-продажу, а также предоставить защиту гражданам и юридическим лицам по сделкам с цифровыми правами.
4. 23 мая принят Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (№ 129-ФЗ от 06.06.2019 г.).
Законом продлевается мораторий на применение ККТ до 1 июля 2021 года для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию товаров собственного производства, выполняющих работы или оказывающих услуги, при условии, что такие индивидуальные предприниматели не имеют наемных работников. Законом также предлагается упростить порядок применения ККТ для отдельных организаций и ИП, предоставив им возможность пользоваться одним кассовым аппаратом, работающим удаленно.
5. 23 мая принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» в части регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» (№ 134-ФЗ от 06.06.2019 г.).
Закон предусматривает государственную перерегистрацию производителями (импортерами) предельной отпускной цены на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случае снижения цен на них в других странах. Обременительная процедура непрерывного мониторинга цен и перерегистрации может снизить доступность импортных лекарственных препаратов для российских потребителей.
Закон принят в редакции первого чтения.
6. 28 мая принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (№ 130-ФЗ от 06.06.2019 г.).
Закон разрешает проводить 2 и более раз в течение 3 лет плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней (ранее плановые проверки в данной сфере проводились не чаще 1 раза в 3 года).
В ответственный Комитет ГД направлено заключение на законопроект, в котором предлагалось исключить возможность увеличения проверок со стороны непрофильных для отрасли видов надзора (пожарный надзор и т.п.).
7. 12 июля принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» ( Закон одобрен Советом Федерации).
Закон предусматривает закрепление понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие», а также возможность оказания государственной поддержки социальным предприятиям, при выполнении ими определенных условий, перечисленных в законопроекте.
8. 24 июля принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и статью 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Закон одобрен Советом Федерации).
Закон дополняет перечень лицензируемых видов деятельности обработкой (переработкой) лома и отходов драгоценных металлов и скупкой у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий.
10. 23 июля принят федеральный закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон одобрен Советом Федерации).
Законом вносится уточнение в определение видов полезных ископаемых, представленных товарными рудами редких металлов и редкими металлами. В целях стимулирования добычи редких металлов, в частности, предусмотрено снизить с 8,0 до 4,8 % ставки налога на добычу полезных ископаемых.
11. 24 июля принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Закон одобрен Советом Федерации).
Закон предусматривает расширение срока планирования закупок, осуществляемых у субъектов малого и среднего предпринимательства, до трех лет, что будет способствовать информированию субъектов малого и среднего предпринимательства о долгосрочных потребностях заказчиков в товарах, работах, услугах и позволит таким субъектам заблаговременно принять решение об участии в закупке и при необходимости осуществить соответствующую подготовку.
12. 17 июля принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур» (№197-ФЗ от 26.07.2019 г.)
Закон внесен Верховным Судом РФ и направлен на внедрение в сферу правосудия способов урегулирования споров посредством использования примирительных процедур, в том числе процедуры судебного примирения при содействии судебного примирителя.
13. 24 июля принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» в части регулирования специальных инвестиционных контрактов» (Закон одобрен Советом Федерации).
Законом предусматривается уточнение предмета СПИК для фиксации необходимости разработки и внедрения передовых технологий. Перечень таких технологий будет утверждаться Правительством РФ в целях производства промышленной продукции на основе таких технологий в рамках СПИК.
Вводится конкурсный отбор участников СПИК, расширен круг участников СПИК, предельные сроки действия СПИК увеличены до 20 лет, исключены требования по «нижней» границе объема инвестиций. Налогоплательщикам - участникам СПИК будут предоставляться льготы по налогу на прибыль на весь срок реализации проекта.
14. 24 июля принят Федеральный закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» Закон одобрен Советом Федерации).
Закон регулирует правоотношения при использовании цифровых технологий и инструментов в инвестиционном процессе.
Направлено заключение к первому чтению и инициированы поправки, которыми предложено закрепить норму о том, что изменения правил оператором инвестиционной платформы в одностороннем порядке возможно только при наличии правовых оснований - при изменении действующего законодательства и/или получения соответствующего уведомления от уполномоченного органа. Закон принят без учета поправок.
15. 17 июля принят Федеральный закон «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» (№ 195-ФЗ от 26.07.2019 г.).
Закон предусматривает в 12 наиболее загрязненных городах проведение эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для предприятий и транспорта в целях снижения к 2024 году совокупного объема выбросов менее чем на 20 %.
Сохранение этой нормы осложняло зачет в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду понесенных предприятиями расходов на природоохранные мероприятия, предусмотренные данным планом.
II. Законопроекты, окончательное рассмотрение которых перенесено на осеннюю сессию 2019 года
1. Проект федерального закона № 720839-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики».
Законопроектом предлагается установить в НК РФ общее понятие инвестиционного проекта и единого технологического процесса, скорректировать положения по зачету и возврату излишне уплаченных налогов за прошлые периоды, определить порядок проведения взаимосогласительной процедуры в рамках международного обмена информацией, изменить критерии отнесения имущества к объектам основных средств и пр.
Направленов Госдуму заключение, в котором отмечено, что общее понятие инвестиционного проекта и единого технологического процесса нуждается в существенной доработке с учетом действующих сегодня инвестиционных режимов (СПИК, ТОР, региональные инвестпроекты и пр.). Кроме того, переход от суммового критерия (100 тыс. рублей) к критерию длительности использования (более 12 месяцев) при отнесении имущества к объектам основных средств приведет к сложностям при начислении амортизации. Предложено также не устанавливать трехлетнее ограничение по учету убытков компаний и пр.
Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2019 года.
2. Проект федерального закона № 586986-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности».
Проектом предусматривается введение регулирования деятельности лизинговых компаний, отнесенных к категории специальных субъектов лизинговой деятельности, которые связаны с государством, получают государственную поддержку или претендуют на нее. Такие лизинговые компании предлагается отнести к некредитным финансовым организациям, регистрировать их путем внесения сведений в реестр субъектов лизинговой деятельности Банка России. Для лизинговых компаний, сведения о которых внесены в этот реестр, предлагается ввести саморегулирование на лизинговом рынке.
Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2019 года.
3. Проект федерального закона № 518816-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности федерального государственного пожарного надзора» (соавтор депутат А.Б. Выборный).
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации», Градостроительный кодекс РФ.
Законопроект предусматривает обязательное участие органов государственного пожарного надзора в проведении государственной экспертизы проектной документации и выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям пожарной безопасности; рассмотрение и согласование градостроительной и проектно-сметной документации на строительство, зданий, сооружений и других объектов и др.
Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2019 года.
4. Проект федерального закона № 419059-7 «О цифровых финансовых активах».
Законопроект направлен на регулирование отношений, возникающих при использовании цифровых технологий, инструментов и активов.
Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2019 года.
5. Проект федерального закона № 273179-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности)».
Законопроектом, в частности, предлагается уточнить круг организаций, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту.
НО ТЦА совместно с ТПП РФ к законопроекту, в частности, предложили организовать Совет по аудиторской деятельности при Банке России в качестве совещательно-консультационного органа и определить функции и структуру совета, а также уточняются сроки вступления закона в силу.
Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2019 года.
6. Проект федерального закона № 517657-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения требований и снижения затрат субъектов малого и среднего предпринимательства при прохождении добровольной сертификации».
Законопроект направлен на упрощение требований и снижение затрат субъектов малого и среднего предпринимательства при прохождении ими добровольной сертификации в целях участия в закупках товаров, работ, услуг, осуществляемых отдельными видами юридических лиц.
Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2019 года.
7. Проект федерального закона № 554026-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий).
Законопроектом предлагается установить запрет на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий за исключением случаев, прямо указанных в законодательстве.
НО ТЦА считает, что имущество, которое после упразднения ГУП и МУП останется невостребованным, возможно реализовать в адрес субъектов предпринимательства на льготных условиях.
Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2019 года.
8. Проект федерального закона № 239932-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц».
В соответствии с законопроектом предлагается расширить практику применения механизмов восстановления платёжеспособности юридических лиц, испытывающих временные трудности, и введение новой реабилитационной процедуры – реструктуризации долгов.
Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2019 года.
9. Проект федерального закона № 381390-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования регулирования оценочной деятельности) (соавторы депутаты А.Г. Кобилев, А.А. Максимов, Д.С. Скриванов).
Законопроект разработан в целях совершенствования процедуры получения профессионального образования и сдачи квалификационного экзамена для приобретения статуса оценщика.
Инициирована поправка, которой предлагается изменить требования статьи 21.2 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» по стажу работы, связанной с осуществлением оценочной деятельности, для получения квалификационного аттестата с 3 лет до 6 месяцев. Принятие поправки необходимо, чтобы избежать возможной нехватки квалифицированных специалистов в сфере оценочной деятельности. Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2019 года.
10. Проект федерального закона № 612719-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности».
Законопроект предусматривает внедрение «реестровой модели» в сфере лицензирования отдельных видов деятельности. В частности, предполагается отказ от предоставления лицензий в бумажном виде в пользу внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий. Ознакомление заинтересованных лиц с фактом наличия у заявителя лицензии осуществляется посредством обращения к соответствующим реестрам лицензий, которые являются открытыми и общедоступными.
Необходимо установить порядок устранения ошибок в лицензиях, допущенных по вине лицензионного органа, а также проводить только документарную проверку при переоформлении лицензии.
Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2019 года.
11. Проект федерального закона № 565354-7 «О внесении изменения в статью 238-1 Уголовного кодекса Российской Федерации» (соавторы депутаты Т.О. Алексеева, В.С. Скруг, А.Г. Кобилев, А.Н. Козловский).
Законопроектом статья 238-1 УК РФ дополняется ответственностью за оборот фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок в сети "Интернет".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2019 года.
12. Проект федерального закона № 575535-7 «О внесении изменений в статью 4.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (соавтор депутат Т.О. Алексеева).
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 4.1.1.КоАП, предусмотрев для некоммерческих организаций альтернативный вид административного наказания – предупреждение.
17 июля законопроект принят в первом чтении. Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2019 года.
13. Проект федерального закона № 638854-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней».
Законопроект предусматривает многократное увеличение размеров штрафных санкций (в 20 - 50 раз) за нарушения в данной сфере. При этом проектируемые составы административных правонарушений не дифференцированы по степени их общественной опасности, по размеру санкций за совершение операций с незаконно добытыми драгоценными металлами и драгоценными камнями и за незначительные нарушения установленных требований в отношении находящихся в легальном обороте драгоценных металлов и драгоценных камней.
Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2019 года.
14. Проект федерального закона № 649460-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления мер ответственности за нарушение требований по оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля и по предоставлению в государственные органы информации, полученной с использованием таких систем».
В ответственный Комитет ГД направлено заключение на законопроект, в котором указано, что установление административной ответственности хозяйствующих субъектов за не оснащение стационарных источников автоматическими средствами измерения за несколько лет до наступления соответствующей обязанности является преждевременным; не ясны объективная сторона и субъекты административных правонарушений, предусматривающих ответственность за непредставление или представление недостоверной информации о показателях выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, полученных с использованием систем автоматического контроля, т.к. эта информация поступает автоматически в режиме реального времени без участия хозяйствующих субъектов.
Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2019 года.
15. Проект федерального закона № 635567-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» по вопросам содержания лицензии на пользование недрами и внесения в нее изменений».
Законопроект уточняет содержание лицензии на пользование недрами в зависимости от вида недропользования.
В ответственный Комитет ГД направлено заключение, в котором предложено сократить виды фиксируемых сроков и объемов показателей, содержащихся в лицензии на пользование недрами, т.к. на этапе оформления лицензии не все показатели известны, уточнить перечень оснований для внесения изменений в лицензию и др.
Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2019 года.
16. Проект федерального закона № 601732-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)».
Законопроект направлен на установление на федеральном уровне единообразных подходов в части определения терминологии, основных принципов оформления права на размещение нестационарных торговых объектов, сроков размещения и их продления, установления платы за размещение, а также гарантий прав хозяйствующих субъектов на открытие, функционирование и развитие торгового бизнеса.
Подготовлено заключение по законопроекту, а также проект поправок, предлагающих скорректировать понятие «специализация нестационарного торгового объекта и мобильного торгового объекта», относящее не менее 80% реализуемого товарного ассортимента к одной группе товаров, в сторону его уменьшения до 50%; исключить возможность органов местного самоуправления определять дополнительные основания для включения в схему размещения торговых объектов мест размещения нестационарных и мобильных торговых объектов, а также включать места без проведения общественного обсуждения и пр.
Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2019 года.
17. Проект федерального закона № 315272-7 «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (в части установления возможности курения табака в специально выделенных изолированных помещениях аэропортов).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на осеннюю сессию 2019 года.
18. Проекты федеральных законов № 748684-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части формирования и ведения сведений о трудовой деятельности работника в электронном виде)», № 748744-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и № 748758-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение работодателем сроков предоставления сведений о трудовой деятельности либо за предоставление в неполных и(или) недостоверных сведений».
Законопроекты предусматривают, что с 1 января 2020 года сведения о трудовой деятельности работника, содержащиеся в трудовой книжке, передаются работодателем в электронном виде в информационную систему ПФР. В течение 2020 года работник вправе написать заявление о ведении трудовой книжки на бумажном носителе. Если такого заявления нет, с 1 января 2021 года работодатель выдает трудовую книжку на хранение работнику.
Рассмотрение законопроектов в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2019 года.
19. Проекты федеральных законов № 755304-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику» и № 755318-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику».
Законопроекты предусматривают, что решение государственного инспектора труда о взыскании заработной платы будет иметь силу исполнительного листа. Наделение инспекции труда новым полномочием является излишним, т.к. оно дублирует полномочия суда о взыскании заработной платы на основании судебного приказа, при этом его реализация займет в 4 – 8 раз более продолжительный срок.
20. Проект федерального закона № 736455-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
Законопроект предлагает направлять через электронную почту или Интернет юридически значимые сообщения, во всех случаях, когда трудовое законодательство требует соблюдения письменной формы документа или ознакомления работника с сообщением под роспись, даже без использования электронной цифровой подписи.
В ответственный Комитет ГД направлено заключение на законопроект.
Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2019 года.
21. Проект федерального закона № 700565-7 «О внесении изменения в статью 98 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (об уточнении ответственности грузоотправителя).
Законопроектом предлагается изменить методику расчета размеров штрафов грузоотправителей за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, отказаться от начисления пятикратного размера платы за перевозку груза и перейти к исчислению штрафов на основании размера недополученной провозной платы. Это позволит установить более справедливые штрафные санкции на грузоотправителей за совершение указанных нарушений.
Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на осеннюю сессию 2019 года.
III. Законопроекты, разработанные ТПП России
1. Проект федерального закона № 641050-7 «О внесении изменений в статью 7.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
7 февраля 2019 г. законопроект внесен в Государственную Думу депутатами А.В. Балыбердиным, Д.В. Сазоновым, М.А. Ивановым, Л.И. Ковпаком, Д.П. Москвиным, В.В. Бахметьевым, Л.И. Черкесовым, В.В. Бузиловым, А.Г. Кобилевым, Ю.Г. Волковым, С.В. Чижовым, М.Г. Кудрявцевым, А.А. Кувычко, Г.И. Данчиковой, М.П. Беспаловой, А.А. Гетта.
Проект направлен на исключение обязанности юридического лица и индивидуального предпринимателя направлять сведения о лицензиях в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Принятие законопроекта позволить существенно снизить административную и финансовую нагрузку на бизнес, а также обеспечить достоверность сведений о деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, содержащихся в государственных реестрах.
В июне 2019 г. на законопроект получен положительный отзыв Правительства Российской Федерации.
Рассмотрение законопроекта в первом чтении включено в повестку осенней сессии 2019 года.
2. Проект федерального закона № 691042-7 «О внесении изменений в статью 34 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и статью 3 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности».
17 марта т.г. законопроект внесен депутатами Т.О. Алексеевой, А.Г.Кобилевым и др. в Государственную Думу.
Законопроект направлен на закрепление права автоперевозчиков и экспедиторов страховать свою ответственность за нарушение договора перевозки и договора транспортной экспедиции.
Принятие законопроекта значительно расширит перечень рисков, которые могут быть покрыты договором страхования ответственности автоперевозчиков и экспедиторов (ответственность за просрочку доставки груза, ответственность за неподачу транспортного средства и т.п.).
Законопроект согласован Минтрансом России и Минфином России, а также поддержан Банком России.
Концепция законопроекта также поддержана профильным Комитетом Госдумы по транспорту и строительству и Экспертно-консультативным советом по совершенствованию законодательства в сфере регулирования финансового рынка и банковского сектора фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Рассмотрение законопроекта в первом чтении включено в повестку осенней сессии 2019 года.
3. Проект федерального закона № 753237-7 «О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
Законопроект внесен в Госдуму депутатом А.Г. Кобелевым, к проекту присоединилось более 120 депутатов Госдумы.
Законопроектом предлагается распространить действия ставки НДС 0 процентов на транзитные перевозки порожних контейнеров и вагонов в целях гармонизации налогового законодательства государств – членов Евразийского экономического союза.
На законопроект получено положительное заключение Правительства РФ без замечаний. Законопроект был заочно согласован в Экспертно-консультативном совете Фракции «Единая Россия».
Законопроект поддержан на заседании Комитета Госдумы по бюджету и налогам.
Рассмотрение законопроекта в первом чтении включено в повестку осенней сессии на 10 сентября 2019 года.
4. Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
Законопроектом предлагается уточнить порядок подтверждения применения нулевой экспортной ставки НДС при таможенном оформлении операций в отношении экспортеров, отправляющих товары низкой стоимости (до 1000 евро), таможенное оформление которых производится в упрощенной форме с использованием транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве таможенной декларации, которые формируются в форме реестра. При этом указанный реестр содержит данные обо всех задекларированных таким образом товарах, что не позволяет предоставить его в полном объеме отдельным экспортерам (коммерческая тайна, защита персональных данных).
Законопроектом предложено установить возможность предоставления выписки из соответствующего реестра, содержащей сведения о декларировании отдельно взятого товара, что позволит на практике избежать проблем в правоприменении. Кроме того предложено заверять такую выписку только у того таможенного органа, который принимает соответствующий реестр.
На законопроект получены положительные отзывы Минфина, ФНС России, а также Комитета Госдумы по бюджету и налогам.
Законопроект проходит согласование в Экспертно-консультативном совете Фракции «Единая Россия».
5. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Проект направлен на усиление прав хозяйствующих субъектов, как соискателей лицензии, так и лицензиатов, снижение издержек контрольных органов, а также исключение правовой неопределенности при проведении лицензионного контроля.
Законопроектом вводится новая статья 17.1, предусматривающая установление порядка исправления опечаток (ошибок) в лицензиях, допущенных лицензирующим органом. Кроме того, предлагается все случаи переоформления лицензий систематизировать в статье 18.
Учитывая, что выявление наличия работников у соискателя лицензии или лицензиата соответствующих лицензионным требованиям заключается в проверке наличия трудовых отношений таких работников с заявителем, законопроектом предлагается изменить форму проведения такой проверки и проводить ее исключительно в виде документарной проверки. Указанное изменение снизит издержки хозяйствующих субъектов и контрольных органов при оформлении (переоформлении) лицензий.
На законопроект получена положительная позиция Минэкономразвития России и Минюста России с замечаниями, которые учтены в доработанной редакции.
Законопроект направлен на отзыв в Правительство Российской Федерации.
6. Проект федерального закона «О внесении изменения в часть вторую статьи 15 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Законопроект предусматривает уточнение перечня организаций, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и для оказания им поддержки.
Система торгово-промышленных палат, обладая развитой региональной составляющей, большим опытом и мощным организационным и методическим потенциалом, представляет собой одну из ведущих организаций, представляющих интересы малого и среднего бизнеса.
При этом Законом Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» установлено, что торгово-промышленные палаты имеют право выполнять функции организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем, торгово-промышленные палаты прямо не указаны в перечне организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренном частью 2 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Такое положение, во-первых, предоставляет формальный повод органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации не включать торгово-промышленные палаты в число исполнителей региональных и муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства, а во-вторых, приводит к противоречивости двух указанных федеральных законов.
Президентом РФ дано поручение Минэкономразвития России внести законопроект в Государственную Думу.
7. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально - частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части расширения перечня объектов соглашения о государственно - частном партнерстве, муниципально - частном партнерстве, концессионного соглашения).
Законопроект доработан в соответствии с позицией Минстроя России, согласно которой передача в рамках ГЧП объектов систем жизнеобеспечения населения, таких, как объекты водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в частную собственность недопустима.
Доработанная версия законопроекта предполагает сохранение в качестве объектов ГЧП объектов теплоснабжения, поскольку внедрение механизма ГЧП в сферу правоотношений, регулируемых Федеральным законом «О теплоснабжении», позволит привлекать инвестиционные средства в создание новых объектов инфраструктуры, что не предполагает передачи права собственности на объекты, созданные ранее, и находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Законопроект направлен в в Минэкономразвития для получения отзыва.
8. Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 76.1, 146 и 147 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».
Законопроектом предлагается исключить из УК РФ положения части 1 статьи 146 УК РФ, которая устанавливает ответственность за присвоение авторства (плагиат) в крупном размере, а также части 1 статьи 147, устанавливающей ответственность за незаконное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству, если эти деяния причинили крупный ущерб.
За нарушение авторских прав предлагаем ограничиться ответственностью по статье 7.12 КоАП РФ «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав», устанавливающей административную ответственность за действия, предлагаемые к декриминализации.
При этом, обеспечивая уголовно-правовую защиту конституционных прав граждан на охрану интеллектуальной собственности, законопроектом предлагается сохранить уголовную ответственность за незаконное использование объектов авторского права и за незаконные действия с контрафактными произведениями в целях сбыта, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а также за незаконное использование изобретения без согласия автора, присвоение авторства или принуждение к соавторству, если эти действия причинили крупный ущерб и совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
Законопроект направлен в Государственно-правовое управление Президента РФ для рассмотрения.
9. Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроект предусматривает увеличение срока рассрочки оплаты такого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, с пяти до семи лет. Также предусматривается возможность частичной оплаты приобретаемого в рассрочку такого имущества на основании решения покупателя.
10. Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроект направлен на устранение излишних административных барьеров, существующих в сфере арендных правоотношений. Законопроектом предусматривается освободить арендодателей от административной ответственности за нарушения миграционного законодательства, совершаемые арендаторами на арендуемых объектах.
Законопроект позволит сохранить существующий уровень правопорядка и общественной безопасности на арендуемых объектах, а также предотвратить случаи привлечения к административной ответственности предпринимателей, которые в настоящее время не осуществляют и не могут осуществлять контроль за деятельностью своих контрагентов.
Законопроект направлен на отзыв в МВД России и Минюст России.
11. Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Законопроект предусматривает установление в законодательстве о государственных закупках отдельными видами юридических лиц положения, регламентирующие виды, размеры и сроки возврата обеспечения исполнения договора по выполненным государственным контрактам. Изменения направлены на защиту интересов субъектов предпринимательства, развитие добросовестной конкуренции, а также обеспечение единообразия правоприменительной практики.
Законопроект направлен Первому заместителю Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, руководителю рабочей группы А.Д. Жукову в рамках деятельности рабочей группы по проведению анализа и совершенствованию процедур закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
12. Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроект предусматривает установление возможности отмены запрета на осуществление предпринимательской деятельности, возникшего по причине несостоятельности (банкротства) индивидуального предпринимателя. Для реализации вышеуказанной возможности предлагается установить механизм, при котором индивидуальные предприниматели, признанные несостоятельными (банкротами), могут добровольно исполнить обязательства перед кредиторами в течение пяти лет после завершения процедуры банкротства.
13. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроект предусматривает ограничение ответственности перевозчиков и экспедиторов при перевозках во внутрироссийском сообщении посредством распространения на них соответствующего ограничения, предусмотренного для перевозок в международном сообщении, что позволит сбалансировать правовое положение перевозчиков и экспедиторов, а также положительно скажется на рынке страхования грузов.