Обзор: новости законодательства
На портале правовой информации опубликовано Постановление Правительства РФ от 04.07.2020 №985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"…».
В новой версии перечня содержится четыре ГОСТа и 74 Свода правил, а количество применяемых нормативных документов остается таким же, однако на треть сократился перечень обязательных требований, применяемых в строительстве. Оставшиеся 70% требований будут переработаны таким образом, чтобы стать более комфортными для сферы строительства - сообщил премьер-министр Михаил Мишустин
По мнению вице-премьер Марата Хуснуллина- «это станет большим подспорьем для достижения нашей цели: сокращения инвестиционно-строительного цикла на год». «Хочу сказать спасибо Президенту, который недавно обратил внимание на переизбыток норм, и Михаилу Владимировичу Мишустину, который поддержал наши предложения по существенной оптимизации СНиПов!» — подчеркнул зампред Правительства РФ.
Впервые о необходимости кардинального сокращения обязательных к применению в строительстве стандартов и правил было указано президентом 15 мая 2020 года на совещании по строительству медицинских центров.
«Я прекрасно отдаю себе отчет, что происходит в этой сфере, мы много раз это обсуждали. Всякие СНиПы-хрипы и примазавшиеся к этому виду деятельности квазиучастники процесса — их нужно зачистить в конце концов, надо навести там порядок!» — жестко заявил глава государства.
Признав справедливость критики главы государства, заместитель министра строительства и ЖКХ России Дмитрий Волков, ответственный за регулирование нормативной базы в сфере строительства и проектирования, заявив о готовности ведомства упразднить несколько тысяч административных барьеров, заметил, что сегодня документы с обязательными требованиями к проектировщикам и строителям, которые нужны им для прохождения экспертизы, и для государственного строительного надзора разрабатывают семь федеральных органов власти, а документы по стандартизации — больше 20 технических комитетов.
Итог, предложения Президента обрели силу нормативно-правового правительственного документа.
Напомним, что проектная документация или результаты инженерных изысканий принятые на экспертизу до вступления в силу 985-го Постановления, будут проверяться на соответствие ранее действовавшего перечня национальных стандартов и сводов правил. Постановление Правительства вступит в силу с 1 августа 2020 года.
На портале правовой информации опубликован закон от 13.07.2020 202-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
По 214-ФЗ
- Залог земельного участка или права его аренды теперь будет прекращаться со дня государственного кадастрового учета построенного МКД. Ранее, напомним, закон требовал передачи всех объектов долевого участия участникам строительства. (ч. 8.1. ст. 13).
- Денежные средства участников долевого строительства, внесённые на счет эскроу, будут перечисляться уполномоченным банком застройщику сразу после получения разрешения на ввод, без предоставления сведений о регистрации права собственности в отношении одного объекта долевого строительства (ч. 6 ст. 15.5).
- Вводится процедура возврата средств материнского капитала при расторжении ДДУ или кредитного договора (ч. 8.1 ст. 15.5).
- После передачи и постановки на кадастровый учет объекта долевого строительства застройщик сможет подавать в Росреестр заявление о госрегистрации прав собственности за участником строительства без доверенности (ч. 6 ст. 16).
- В перечень возможного использования денежных средств добавляется возможность подготовки проектной документации и инженерных изысканий для строительства и реконструкции в границах земельного участка инженерных сетей, необходимых для техприсоединения строящегося МКД (п. 3.1 ч. 1 ст. 18) и строительства объектов социальной инфраструктуры (п.9 ч. 1 ст. 18).
- По расчетному счету застройщика будет возможно предоставление целевых займов другому застройщику, по отношению к которому он является основным Обществом (п. 3 ч. 3 ст. 18).
- Нарушение срока ввода в эксплуатацию МКД застройщиком на срок три и более месяца больше не будет являться основанием для отказа в выдаче ЗОС застройщика и проектной документации инспекцией Госстройнадзора (ч 2.2. ст. 19).
- Изменения в проектную декларацию застройщиком теперь должны вноситься только раз в месяц не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным (ч. 4 ст. 19).
- Раскрытию со стороны застройщика не будет подлежать место жительства физических лиц, входящих в одну группу с застройщиком. Достаточно будет указания гражданства, СНИЛС и ИНН. (п. 3.2 ч. 1 ст. 20).
В составе информации о проекте строительства застройщик будет обязан дополнительно указывать:
• информацию о генеральном подрядчике (п. 1 ч. 1 ст. 21);
• предельные параметры разрешенного строительства (п. 4 ч. 1 ст. 21);
• срок передачи объекта долевого строительства участнику строительства (п. 9.1 ч. 1 ст. 21);
• информацию о планируемом сроке погашения целевого кредита (займа) (п. 11.1 ч. 1 ст. 21).
Минстрой России наделяется правом установления обязательных квалификационных требований к участникам госзакупок, проводимых Фондом защиты прав дольщиков (ч. 5 ст. 21.1).
Вводится ряд требований к Единому реестру проблемных объектов, в частности, должна быть обеспечена возможность категорирования проблемных объектов по показателям:
• наличия или отсутствия заключенных ДДУ;
• наличия определения арбитражного суда о передаче объекта незавершенного строительства ЖСК или застройщику в соответствии с Законом о банкротстве;
• отнесение проблемного объекта к объекту капитального строительства жилого назначения (ч. 1. 3 ст. 23.1).
Основанием для исключения объекта из Единого реестра проблемных объектов будут являться:
• ввод объекта в эксплуатацию;
• вынесения определения арбитражного суда о передаче Фонду защиты прав дольщиков прав на земельный участок с находящимся на нем объектом застройщика (ч. 1.4 ст. 23.1).
Органы прокуратуры теперь получат доступ к ЕИСЖ в части, необходимой им для осуществления прокурорского надзора (ч. 6.1 ст. 23.4).
В делах о банкротстве застройщиков меняются требования к необходимому стажу работы конкурсного управляющего на руководящих должностях - в строительных организациях снижены с трех до двух лет (п.п. 2 п. 2.2 ст. 201.1), а управляющий должен будет пройти обучение по программе Фонда защиты прав дольщиков (п.п. 5 п. 2.2 ст. 201.1).
У конкурсного управляющего появляется обязанность предоставления Фонду защиты прав дольщиков (далее — Фонд) документов, включающего реестр требований участников строительства, итоги инвентаризации и пр. (п. 2.3-1 ст. 201.1), в целях принятия решения о целесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства пакета.
Фонд наделяется правом обращения в арбитражный суд с инициативой финансирования расходов застройщика с последующим возмещением таких расходов из конкурсной массы (п. 3.3 ст. 201.1).
Закон дополняется порядком передачи Фонду прав застройщика на земельный участок в случае выплаты возмещения участникам строительства (ст. 201.15-2-2).