Новости Минстроя России, строительной отрасли.
Опубликован соответствующий приказ №1046/пр от 30.12.2021 «Об утверждении сметных нормативов».
Введенная данным документом новая федеральная сметная нормативная база (ФСНБ-2022), вступает в действие 30 июня этого года.
В качестве приложения к приказу устанавливаются следующие сметные нормы:
на строительные работы; на монтаж оборудования; на капитальный ремонт оборудования; на пусконаладочные работы; на ремонтно-строительные работы.
Приказом №1046/пр определяется, что сметные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве (в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2022) и на эксплуатацию машин и механизмов (в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2022) будут регулироваться разными приложениями: №6 и №7, соответственно. На сайте ФГИС ЦС, для разработчиков сметных программных комплексов в ближайшее время будет размещена на этом сайте ФСНБ-2022 в формате открытых данных.
Ознакомиться с приказом Минстроя России от 30 декабря 2021 года № 1046/пр и скачать его можно на официальных сайтах Минстроя России и ФГИС ЦС.
Приказ ведомства — №707/пр от 01.10.2021 — опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.
Утвержденная данным приказом Методика устанавливает порядок определения сметной стоимости работ по подготовке проектной и (или) рабочей документации (для строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия) на основании соответствующих сметных нормативов.
Порядок разработки методик определения нормативных затрат (МНЗ) на такого рода работы также определен указанной Методикой в рамках приказа №707/пр. Этот порядок применяется при определении стоимости проектных работ, выполняемых для осуществления строительства на территории РФ финансируемого с привлечением средств:
• бюджетов бюджетной системы РФ;
• юридических лиц, созданных РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, если их доля в уставных (складочных) капиталах составляет более 50%.
Определенный Методикой порядок разработки МНЗ также применяется для определения стоимости проектных работ капитального ремонта многоквартирного дома, осуществляемого полностью или частично за счет специализированной некоммерческой организации и в иных случаях, если это предусмотрено федеральным законом или договором, с использованием МНЗ на проектные работы.
Стоимость проектных работ с применением МНЗ на проектные работы определяется, как в объеме разработки всех разделов проектной документации, так и при определении стоимости подготовки отдельных разделов.
Метод определения стоимости проектных работ по подготовке проектной или рабочей документации с использованием МНЗ построен на учете основных технико-экономических показателей проектируемого объекта, характеризующих трудоемкость комплекса проектных работ. Ценовые нормативы проектных работ, отражающие зависимость от стоимости строительства, разрабатываются в отдельном порядке Методикой, утвержденной приказом №707/пр. Минстроя России. МНЗ на проектные работы разрабатываются в соответствии с планом утверждения (актуализации) сметных нормативов. Обоснование выбранного метода отражается в пояснительной записке. А сведения о разработанных и утвержденных МНЗ на проектные работы включаются в федеральный реестр сметных нормативов.
Подписан закон о совершенствовании саморегулирования в сфере строительства
447-ФЗ от 30.12.2021 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» в частности вводит независимую оценку квалификации отраслевых специалистов.
Данный закон устанавливает, что специалисты по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства должны не реже одного раза в пять лет проходить независимую оценку квалификации физического лица, претендующего на осуществление профессиональной деятельности.
Кроме независимой оценки квалификации, для включения в национальные реестры специалистов необходимо, чтобы физическое лицо соответствовало следующим требованиям:
• наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки в области строительства;
• наличие стажа работы на инженерных должностях не менее чем три года в организациях, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, в организациях, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства;
• наличие общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее чем десять лет или не менее чем пять лет при прохождении независимой оценки квалификации физического лица, претендующего на осуществление профессиональной деятельности;
• наличие документа, подтверждающего право иностранного гражданина на осуществление трудовой деятельности на территории РФ;
• отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.
В соответствии с 447-ФЗ ведение национальных реестров отраслевых специалистов осуществляется соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций (СРО) в электронной форме.
Сведения, содержащиеся в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, подлежат размещению в сети «Интернет» и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
Кроме того, законом в Градостроительный кодекс РФ введена статья о признании объектов капитального строительства аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также глава об отнесении объектов незавершенного строительства, строительство, реконструкция которых осуществляются с привлечением бюджетных средств, к незавершенным объектам капстроительства.
Документ устанавливает обязательность ведения федерального и регионального реестров незавершенных объектов капитального строительства.
447-ФЗ также скорректировал нормы о зонах с особыми условиями использования территорий, продлив сроки их установления.
Указанный федеральный закон вступил в силу с 30.12.2021, за исключением отдельных его положений, которые будут действовать с 01.09.2022.
Подписан и опубликован закон о правовом статусе таунхаусов № 476-ФЗ от 30.12.2021 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который уточняет понятие «дом блокированной застройки» (таунхаус) и вводит понятие «многоквартирный дом», закрепляя их в Градостроительном и Жилищном кодексах РФ, тем самым устраняется правовая неопределенность, возникающая при разграничении домов блокированной застройки и многоквартирных домов (МКД).
Кроме того, закон вводит понятие «малоэтажный жилой комплекс» (МЖК), под которым понимается совокупность индивидуальных жилых домов (ИЖД) и иных объектов, которые определены в проектной декларации как общее имущество и строительство (создание) которых осуществляется застройщиком в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории.
Термин «МЖК» в 214-ФЗ позволил распространить действие норм этого закона на правоотношения, складывающиеся при возведении ИЖД в границах территории МЖК в случае привлечения для строительства таких домов денежных средств граждан и юридических лиц по договорам участия в долевом строительстве (ДДУ).
Законом устанавливаются: предмет ДДУ в отношении ИЖД в границах территории МЖК, перечень информации, который должен содержаться в данном договоре, а также порядок передачи объектов по таким ДДУ; а также обязанность застройщика раскрывать информацию о себе и об МЖК, в случае их строительства по ДДУ.
Закон вступает в силу с 01.03.2022 года, за исключением отдельных положений, вступивших в силу с 30.12.2021.
Во вложении представляем правовой дайджест Минстроя России за 4 квартал 2021