НО ТЦА провело круглый стол в Аналитическом Центре при Правительстве РФ «Технологический и ценовой аудит – перезагрузка. Переход к новой системе ценообразования в строительстве. Итоги года»
20 декабря 2018 г. НО ТЦА совместно с Аналитическим Центром при Правительстве РФ, провело круглый стол по вопросам ТЦА и новым возможностям его применения, переходу к новой системе ценообразования в строительстве.
С приветственным словом от имени Аналитического Центра выступила Марина Лабозина – начальник Управления правовой экспертизы - отметила важность рассматриваемых тем, правоприменительной практики, а также роли взаимодействия государства и экспертного сообщества.
Далее выступил Илья Пономарев, остановился на проблемах применения механизма ТЦА, отметил, что ТЦА – это важнейший механизм анализа инвестиционных проектов, отметил, что НО ТЦА был разработан стандарт на услуги ТЦА, который был одобрен на ноябрьском заседании Комиссии по выработке методологических рекомендаций и совершенствованию нормативной базы в сфере ТЦА при Общественном Совете Минстроя России, далее остановился на проблемах, препятствующих развитию, привел примеры из практики, отметил, что нужно развивать рынок негосударственной экспертизы, опираясь на опыт ведущих экспертов в области ТЦА.
Василий Ким – руководитель Комитета по рассмотрению долгосрочных программ развития и разработке новых методик НО ТЦА - представил презентацию «Методическое обеспечение проведения независимого технологического и ценового аудита», привел практические примеры проведения ТЦА, остановился на выявлении факторов риска на различных этапах анализа инвестиционного проекта, а также привел примеры рисков, на которые обращают внимание различные финансовые институты и инициаторы проектов; представил требования к их описанию, а также концепцию методических рекомендаций по комплексной оценке и минимизации рисков, разработанную Комитетом по рассмотрению долгосрочных программ развития и разработке новых методик НО ТЦА.
Елена Миловидова – исполнительный директор НО ТЦА - представила презентацию стандарта на услуги независимого ТЦА, обратила внимание на его структуру, особенности применения; отметила, что НО ТЦА приступает к подготовке регистрации Стандарта на услуги по независимому ТЦА в Росстандарте РФ; отметила, что в развитие стандарта, Комитет по стандартам НО ТЦА разработал образец технического задания, который представлен на общественное обсуждение экспертам ТЦА.
Алла Салтыкова отметила новые возможности развития ТЦА в соответствии с изменением законодательства в области ТЦА, а также в связи с масштабными инвестициями в инфраструктурные проекты в ближайшие 5-6 лет (открывающие возможности в результате инвестиций, согласно майскому Указу Президента РФ, а также дополнительные возможности в т.ч. развитие объектов портовой инфраструктуры, банковского сопровождения крупных проектов, частные инвестиции, проекты субъектов естественных монополий…),ответила на вопрос о реализации возможностей через знания и компетенции, которыми обладают профессиональные эксперты в области ТЦА.
Рустам Акбиев рассказал о независимой оценке квалификации экономического блока строительства, отметил о трудностях в создании новых профессий, профессиональных квалификаций; привел цели и задачи независимой оценки квалификаций, представил единую систему оценки квалификаций в градостроительной деятельности.
Максим Шультайс - член НО ТЦА - доложил практику применения ТЦА инвестиционных программ для электросетевых организаций: представил анализ существующих критериев отбора исполнителей, привел примеры ограничения конкуренции или выбора неквалифицированного исполнителя, сформулировал предложения по изменению в законодательство, отметил, что повышение качества отчетов напрямую зависит от уровня профессионализма ответственных исполнителей, остановился на проблемах применения результатов ТЦА.
По проблемам перехода к новой системе ценообразования в строительстве выступили следующие докладчики: Ирина Каширина отметила: «Благодаря забюрокрачиванию процесса госзакупок один из основных принципов контрактной системы в 44-ФЗ – принцип обеспечения конкуренции – не работает, рыночная природа контрактных отношений заменена регламентированными типовыми процедурами, а основным критерием выбора подрядчика согласно действующему законодательству является цена контракта. Ценообразование в контрактной системе полностью привязано к «начальной (максимальной) цене» контракта – НМЦК. В соответствии с правилами заказчик сам определяет и устанавливает цену закупки в виде твердой фиксированной цены контракта. Если заказчик ошибся и цена контракта оказалась ниже затрат по его исполнению, подрядчик несет убыток, т.к. корректировка НМЦК не производится…Необходимо ввести отдельный закон о госзакупках в строительстве в связи с многовариантностью контрактных отношений в сфере инвестиционно-строительной деятельности». Сипель Татьяна представила презентацию о взаимосвязи показателей деятельности строительных компаний и стоимости СМР как ключевом факторе развития системы ценообразования, в которой привела статистические данные основных показателей в строительстве, сведения о затратах на производство (по данным Госкомстата), представила график зависимости между доходностью и риском, две системы ценообразования; анализ накладных расходов; одним из предложений участникам круглого стола было - риски заказчика, связанные с ненадлежащим исполнением подрядчика договоров, минимизировать за счет повышения требований к участникам госзакупок (опыт, репутация и т.п.), а также предусмотреть возможность финансирования за счет поступающей выручки ранее понесенных затрат.
Александр Сидоренко представил участникам круглого стола мониторинг жилищного фонда РФ и управление его технологическим развитием, данная методика позволит экспертам ТЦА использовать данный опыт при анализе и целесообразности строительства жилья в агломерациях.
Елена Миловидова подвела итог, что все участники инвестиционного процесса: заказчики, подрядчики, банки заинтересованы в перезагрузке услуг ТЦА, т.к. механизм ТЦА позволяет оценить не только насколько эффективно использование вложенных в проект государственных или частных средств, но и его целесообразность, поблагодарила Марину Лабозину и руководство Аналитического Центра за совместную работу в подготовке деловой программы и за предоставленную возможность выступить на площадке Аналитического Центра, но и для активного диалога экспертного сообщества. Доклады актуальные и охватывают различные аспекты инвестиционной деятельности, анализа проектов с применением механизма ТЦА– основные тезисы участников круглого стола.
Справка
Некоммерческое партнёрство «Национальное объединение технологических и ценовых аудиторов» ("НО ТЦА", www.texaudit.ru) создано для реализации задач, поставленных в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».
Одной из целей "НО ТЦА" является консолидация усилий федеральных и региональных органов исполнительной власти, компаний с государственным участием, экспертных организаций и представителей экспертного сообщества для развития цивилизованного рынка технологического и ценового аудита.