НО ТЦА приняло участие в работе Общественного совета при Минстрое России и совместно с НОСТРОЙ рассмотрели актуальные вопросы ценообразования в строительстве
15 декабря 2020 года состоялось совместное заседание Комиссии по вопросам ценообразования в строительстве и технологическому и ценовому аудиту Общественного совета при Минстрое России и Комитета НОСТРОЙ по развитию строительной отрасли и контрактной системе. Мероприятие прошло под руководством руководителя Комиссии Антона Глушкова и при участии министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирека Файзуллина.
Министр Ирек Файзуллин открыл совещание и рассказал о работе, которую Минстрой России в 2020 году провел в рамках совершенствования системы ценообразования в строительстве. В частности, были актуализированы около 3 тыс. норм и расценок Федеральной сметно-нормативной базы.
«В этом году удалось почти по всем субъектам поднять базовые индексы в рамках корректировки сметно-нормативного законодательства. Во многих субъектах появились ценовые зоны, чего раньше не было», – отметил Ирек Файзуллин.
Также в этом году была выпущена новая методика определения сметной стоимости строительства, которая позволила включать в сводно-сметные расчеты затраты на противоэпидемиологические мероприятия. Кроме того, все 85 субъектов в 2020 году получили новые нормативные акты по заработной плате.
«В диалоге с профессиональным сообществом мы готовы к корректировкам необходимых документов», – добавил Ирек Файзуллин.
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков отметил, что в 2019-2020 гг. около 6 тыс. конкурсных процедур, по статистике электронной площадки Сбербанк АСТ, не состоялись, в том числе, в связи с тем, что подрядчиков не устроила заявленная сметная стоимость. Это означает, что на практике она часто отличается от реальной, поэтому строительные компании не готовы браться за выполнение данных работ.
Один из самых спорных пунктов при формировании сметы – заработная плата работников. На сегодняшний день субъекты для определения размера зарплаты используют статистические данные и установленный регионом прожиточный минимум, хотя у них есть возможность применения на практике механизма трехсторонних соглашений.
Члены Комиссии, включая президента и исполнительного директора НО ТЦА одобрили рекомендации руководителей субъектов РФ в части расчета заработной платы рабочих. Также было предложено рекомендовать Минстрою России рассмотреть вопрос об использовании в сметных нормах не усредненной разрядности рабочих, а квалификации рабочих и продолжить на системном уровне осуществлять мониторинг фактической заработной платы рабочих, занятых в строительстве.
Далее в ходе мероприятия заместитель исполнительного директора Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов Павел Сысоев доложил о разработке индексов изменения сметной стоимости строительства для осуществления капитального ремонта объектов капстроительства.
Антон Глушков отметил, что проблематика вопроса заключается в том, что при определении сметной стоимости капремонта специалисты вынуждены применять индексы на строительно-монтажные работы для объектов нового строительства.
«При этом для одних и тех же видов работ мы получаем сметную стоимость, отличающуюся от 5 до 15 процентов для жилых домов в кирпичном, панельном или монолитном строительстве», – добавил он.
Члены Комиссии приняли решение провести анализ существующих нормативных актов и методических документов, регулирующих капитальный ремонт объектов капитального строительства с целью выработки предложений по формированию объективного ценообразования при капремонте.
Кроме того, было решено рекомендовать Минстрою России разработать нормативный акт, формирующий классификацию видов ремонта (капитального, текущего, аварийного, ремонтно-восстановительного, локально-вставочного и т.п.) и их идентификацию.
О выработке единых параметров проведения мониторинга цен на строительные ресурсы и о выработке критериев «добросовестный подрядчик» доложил член Комиссии Павел Журавлев.
По этим двум вопросам решено утвердить перечень основных строительных материалов для осуществления мониторинга стоимости строительных ресурсов, а также разработать форму анкеты.
О допустимости применения коммерческими заказчиками индивидуальных сметных норм рассказал директор Департамента ценообразования в строительстве НОСТРОЙ Павел Малахов.
По данному вопросу было решено обратиться в Минстрой России с просьбой выпустить информационное разъяснение о допустимости применения индивидуальных сметных норм, базирующихся на сложившихся рыночных условиях и потребностях заказчиков.
Также принято решение обратиться в Федеральную налоговую службу с просьбой при осуществлении функций налогового контроля и при проверке компаний, осуществляющих работы на коммерческих объектах без привлечения бюджетных средств, для оценки обоснованности расходов руководствоваться проектной документацией и принятыми техническими решениями, а также сложившимся на рынке уровнем цен как на работы, так и на строительные материалы, исключив сравнение с государственными сметными нормами и расценками.
Далее Павел Малахов рассказал о затратах строительных компаний на противоэпидемиологические мероприятия. Комиссия приняла решение обратиться с просьбой в Минстрой России на основании мониторинга затрат подготовить и направить в Правительство РФ проект нормативного акта, позволяющего заказчикам и строительным компаниям заключать соглашения об увеличении контрактной стоимости на сумму затрат по фактически понесенным расходам на противовирусные мероприятия по контрактам, подготовленным или прошедшим экспертизу до вступления в силу приказа Минстроя России от 04.08.2020 г. № 421/пр.
Также в ходе мероприятия был утвержден отчет о работе Комиссии за 2020 год и план на 2021 г.
НО ТЦА в лице исполнительного директора передало предложения экспертного сообщества и приглашает к работе своих членов к работе в качестве экспертов в подкомиссии по ТЦА в Комиссии по вопросам ценообразования в строительстве и ТЦА.