Национальное объединение
технологических и ценовых аудиторов

Пресс центр


30 июля 2019

Минстрой скорректировал порядок расчета нормативов финансовой устойчивости застройщика, меняет порядок осуществления экспертного сопровождения строительства

На государственном портале правовой информации опубликован приказ Минстроя России, утвердивший порядок расчета норматива обеспеченности обязательств и норматива целевого использования средств.

Наименование показателя

Порядок расчета по Инструкции ФСФР Росси

Порядок расчета по приказу Минстроя России

Норматив безубыточности

Количество лет (из трех последних лет работы застройщика), в которых в годовом отчете о прибылях и убытках у застройщика в качестве конечного финансового результата деятельности отражалась прибыль

-

Норматив обеспеченности обязательств

Стоимость активов застройщика/сумма обязательств перед участниками долевого строительства (исходя из цены договора)

Сумма активов застройщика / сумма обязательств по договорам участия в долевом строительства (исходя из цены договора)

Норматив целевого использования средств

Стоимость активов, не связанных со строительством (внеоборотные активы + дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты + дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты + краткосрочные финансовые вложения за вычетом стоимости активов незавершенного строительства и средств участников долевого строительства, предоставленных с отсрочкой платежа) / общая сумма долгосрочных и краткосрочных обязательств застройщика, кроме обязательств по договорам ДДУ

Сумма активов, не связанных со строительством (внеоборотные активы + дебиторская задолженность + краткосрочные финансовые вложения за вычетом суммы активов незавершенного строительства и денежных средств участников долевого строительства, предоставленных с отсрочкой платежа / общая сумма обязательств, уменьшенная на величину обязательств по договорам ДДУ + сумма чистых активов застройщика

Норматив размера собственных средств застройщика (для застройщиков, получивших разрешение на строительство после 1 июля 2018 г., не перешедших на счета эскроу)

-

Размер собственных средств/планируемая стоимость строительства, указанная в проектной декларации (правила расчета размера собственных средств установлены постановлением Правительства РФ от 11.06.2018 № 673)

Действовавшая инструкция ФСФР России №06-137/пз-н от 30.11.2006, не обновлявшаяся с 2010 года, данным Приказом отменена. Приказ уточняет порядок расчета нормативов, предусмотренный Постановлением Правительства РФ №1683 от 26.12.2018.

Для расчета нормативов финансовой устойчивости деятельности застройщика потребуются данные бухгалтерского учета и договоров участия в долевом строительстве (ДДУ).

Норматив обеспеченности обязательств рассчитывается как отношение суммы активов застройщика к сумме обязательств по договорам участия в долевом строительстве. Порядок расчета данного норматива по сравнению с инструкцией ФСФР России не меняется.

Согласно Постановлению №1683 от 26.12.2018 норматив целевого использования средств, подвергся корректировке. Теперь он определяется как отношение суммы активов застройщика, не связанных со строительством, к сумме чистых активов застройщика и общей сумме обязательств, уменьшенной на сумму обязательств по договорам ДДУ. При этом в активах, не связанных со строительством, необходимо учесть внеоборотные активы, дебиторскую задолженность, краткосрочные финансовые вложения. Не включается в расчет сумма активов незавершенного строительства и средств участников долевого строительства, предоставленных с отсрочкой платежа. Расчет осуществляется ежеквартально по состоянию на последний календарный день отчетного периода.

Напомним, что согласно Постановлению Правительства РФ от 26.12.2018 №1683, для застройщиков, получивших разрешение на строительство как до, так и после 1 июля 2018 года:

норматив обеспеченности обязательств должен составлять не менее 1;

норматив целевого использования средств — не более 1.

Застройщики, получившие разрешение на строительство после 1 июля 2018 года, также должны рассчитывать норматив размера собственных средств. Он должен составлять не менее 10% планируемой стоимости строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанной в проектной декларации.

Расчет нормативов финансовой устойчивости не требуется для застройщиков, перешедших на счета эскроу. Приказ Минстроя вступает в силу с 3 августа 2019 года.

На портале проектов актов опубликован проект постановления Правительства РФ, устанавливающего порядок проведения экспертизы проектной документации в форме экспертного сопровождения.

Проектом предполагаются следующие изменения: порядка проведения государственной экспертизы (Постановление Правительства РФ №145 от 05.03.2007);порядка проведения негосударственной экспертизы (Постановление Правительства РФ №272 от 31.03.2012) — в нем лишь указывается на возможность осуществления экспертизы в форме экспертного сопровождения; правил формирования ЕГРЗ— единого государственного реестра заключений экспертизы (Постановление Правительства РФ №878 от 24.07.2017).

Для организации экспертного сопровождения в государственной экспертизе потребуется заключить отдельный договор с лицом, ранее проводившим экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий. В числе документов, необходимых для заключения договора, указаны лишь собственно заявление и документы, подтверждающие полномочия заявителя. Проект договора должен быть направлен экспертной организацией заявителю через 2 рабочих дня после получения документов. Договор заключается на 1 год и может быть продлен на тот же срок по просьбе заявителя.

В ходе действия договора для проведения экспертизы потребуется направить в экспертную организацию: часть проектной документации, в которую внесены изменения; справку с указанием ранее полученных положительных заключений экспертизы (при наличии) и описанием внесенных изменений; выписку из реестра членов СРО, членом которой является проектировщик (если таковое членство требуется).

Если представлены не все документы или они представлены с нарушением требований к формату, а также если в отношении ранее представленных изменений еще не выданы заключения, экспертная организация откажет в принятии документов.

Срок подготовки промежуточного заключения устанавливается в 10 рабочих дней. Он может быть увеличен до 20 рабочих дней, если изменяется более 2 разделов проектной документации.

Фото: www.gge.ru

В целях получения итогового заключения экспертизы, включаемого в ЕГРЗ, необходимо будет не позднее чем за 15 дней до истечения действия договора (а если надо проверить еще и сметную стоимость — за 35 рабочих дней) направить заявление о выдаче заключения, в котором указать ранее выданные положительные заключения. Направлять проектную документацию при этом не потребуется. Основания для отказа в выдаче заключения может быть, если: направлены не все документы, документы направлены не уполномоченным лицом; ранее не выдавались положительные заключения, которые должны быть учтены при выдаче нового заключения; в заявлении указаны недостоверные сведения об изменении проектной документации.

Срок подготовки итогового заключения — 10 рабочих дней без проверки сметной стоимости и 30 рабочих дней — с проверкой сметной стоимости.

Плату за государственное экспертное сопровождение предлагается установить за год в размере 10% от платы за первичную экспертизу, рассчитанную на дату заключения договора об экспертном сопровождении. При продлении договора указанные 10% определяются на дату, с которой продлевается договор.

Корреспондирующие изменения вносятся в порядок формирования ЕГРЗ. Теперь в этом реестре будут содержаться также сведения о представленных для проведения экспертизы измененных частях проектной документации, а также обо всех выданных заключениях, подлежащих включению в ЕГРЗ, в отношении одного объекта строительства.

Опубликованным проектом Постановления приводятся в соответствие с Градостроительным кодексом (ГрК) и иные положения порядка проведения госэкспертизы.

В частности, с учетом постоянного изменения требований, соответствие которым устанавливает экспертиза, определяется механизм определения требований, применимых к конкретной проектной документации:

проектная документация объектов, не являющихся линейными, оценивается на соответствие требованиям, действовавшим на дату выдачи градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), если с даты его выдачи прошло не более 1,5 лет;

документация линейных объектов оценивается на соответствие требованиям, действовавшим на дату утверждения проекта планировки территории (ППТ), если с даты утверждения прошло не более 1,5 лет;

если с даты выдачи ГПЗУ (утверждения ППТ) прошло более 1,5 лет, а также если подготовка документации по планировке территории не требуется, в расчет принимаются требования, действовавшие на дату поступления документации на экспертизу;

разрешается коллизия в случае включения в проектную документацию как линейных, так и площадных объектов: для определения применимых требований учитывается документ в отношении объекта, являющего основным по назначению;

когда в проектной документации фигурирует несколько объектов с разными ГПЗУ, выданными в разное время, то приоритет отдается самому раннему документу, если с даты выдачи прошло не более 1,5 лет;

в ходе экспертизы заявитель вправе представить новые ГПЗУ или документацию по планировке территории: тогда и требования будут определяться на новую дату.

В порядок проведения экспертизы, в соответствии изменениями, внесенными в ГрК 342-ФЗ от 03.08.2018, включены также нормы о порядке проверки сметной стоимости, которая теперь входит в состав экспертизы проектной документации.

Уточняются основания для проведения повторной экспертизы. Напомним, что 151-ФЗ, установлены случаи, когда изменение проектной документации не требует прохождения экспертизы. Публичное обсуждение проекта продлится до 7 августа 2019 года.

НО ТЦА считает, что необходимость поправок вызвана изменениями в ГрК, но почему эти поправки не соответствуют положениям федерального закона, в развитие которого они, собственно, и должны быть приняты. Например, предусмотренная частью ч. 3.9 ст. 49 ГрК процедура экспертного сопровождения, однозначно отделенная от процедуры экспертизы, становится какой-то новой формой этой самой экспертизы («государственная экспертиза в форме экспертного сопровождения») со всеми вытекающими (в основном для застройщика и бюджета) последствиями.

А именно на те положения, которые обязуют застройщика определять, требуют ли внесенные изменения обязательной экспертизы или нет, приводят ли эти изменения к нарушению требований технических регламентов, соответствуют ли заданию и результатам инженерных изысканий (см. п. 17(4), п. 44 в и п. 44 г в предлагаемой редакции).

Застройщик должен сначала сам как-то провести экспертизу (т. к. именно оценка этим требованиям является предметом экспертизы проектной документации), и, выяснив, что проектные решения не соответствуют установленным требованиям, обязательно обратиться в организацию экспертизы для проведения экспертизы проектной документации, заведомо не соответствующей требованиям. В результате предполагаемые изменения подзаконного акта не раскрывают ни сути, ни порядка экспертного сопровождения и не устанавливают требований к документу о подтверждении соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в ч. 3.9 ст. 49 ГрК.