Минстрой скорректировал порядок расчета нормативов финансовой устойчивости застройщика, меняет порядок осуществления экспертного сопровождения строительства
На государственном портале правовой информации опубликован приказ Минстроя России, утвердивший порядок расчета норматива обеспеченности обязательств и норматива целевого использования средств.
Наименование показателя |
Порядок расчета по Инструкции ФСФР Росси |
Порядок расчета по приказу Минстроя России |
Норматив безубыточности |
Количество лет (из трех последних лет работы застройщика), в которых в годовом отчете о прибылях и убытках у застройщика в качестве конечного финансового результата деятельности отражалась прибыль |
- |
Норматив обеспеченности обязательств |
Стоимость активов застройщика/сумма обязательств перед участниками долевого строительства (исходя из цены договора) |
Сумма активов застройщика / сумма обязательств по договорам участия в долевом строительства (исходя из цены договора) |
Норматив целевого использования средств |
Стоимость активов, не связанных со строительством (внеоборотные активы + дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты + дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты + краткосрочные финансовые вложения за вычетом стоимости активов незавершенного строительства и средств участников долевого строительства, предоставленных с отсрочкой платежа) / общая сумма долгосрочных и краткосрочных обязательств застройщика, кроме обязательств по договорам ДДУ |
Сумма активов, не связанных со строительством (внеоборотные активы + дебиторская задолженность + краткосрочные финансовые вложения за вычетом суммы активов незавершенного строительства и денежных средств участников долевого строительства, предоставленных с отсрочкой платежа / общая сумма обязательств, уменьшенная на величину обязательств по договорам ДДУ + сумма чистых активов застройщика |
Норматив размера собственных средств застройщика (для застройщиков, получивших разрешение на строительство после 1 июля 2018 г., не перешедших на счета эскроу) |
- |
Размер собственных средств/планируемая стоимость строительства, указанная в проектной декларации (правила расчета размера собственных средств установлены постановлением Правительства РФ от 11.06.2018 № 673) |
Действовавшая инструкция ФСФР России №06-137/пз-н от 30.11.2006, не обновлявшаяся с 2010 года, данным Приказом отменена. Приказ уточняет порядок расчета нормативов, предусмотренный Постановлением Правительства РФ №1683 от 26.12.2018.
Для расчета нормативов финансовой устойчивости деятельности застройщика потребуются данные бухгалтерского учета и договоров участия в долевом строительстве (ДДУ).
Норматив обеспеченности обязательств рассчитывается как отношение суммы активов застройщика к сумме обязательств по договорам участия в долевом строительстве. Порядок расчета данного норматива по сравнению с инструкцией ФСФР России не меняется.
Согласно Постановлению №1683 от 26.12.2018 норматив целевого использования средств, подвергся корректировке. Теперь он определяется как отношение суммы активов застройщика, не связанных со строительством, к сумме чистых активов застройщика и общей сумме обязательств, уменьшенной на сумму обязательств по договорам ДДУ. При этом в активах, не связанных со строительством, необходимо учесть внеоборотные активы, дебиторскую задолженность, краткосрочные финансовые вложения. Не включается в расчет сумма активов незавершенного строительства и средств участников долевого строительства, предоставленных с отсрочкой платежа. Расчет осуществляется ежеквартально по состоянию на последний календарный день отчетного периода.
Напомним, что согласно Постановлению Правительства РФ от 26.12.2018 №1683, для застройщиков, получивших разрешение на строительство как до, так и после 1 июля 2018 года:
• норматив обеспеченности обязательств должен составлять не менее 1;
• норматив целевого использования средств — не более 1.
Застройщики, получившие разрешение на строительство после 1 июля 2018 года, также должны рассчитывать норматив размера собственных средств. Он должен составлять не менее 10% планируемой стоимости строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанной в проектной декларации.
Расчет нормативов финансовой устойчивости не требуется для застройщиков, перешедших на счета эскроу. Приказ Минстроя вступает в силу с 3 августа 2019 года.
На портале проектов актов опубликован проект постановления Правительства РФ, устанавливающего порядок проведения экспертизы проектной документации в форме экспертного сопровождения.
Проектом предполагаются следующие изменения: порядка проведения государственной экспертизы (Постановление Правительства РФ №145 от 05.03.2007);порядка проведения негосударственной экспертизы (Постановление Правительства РФ №272 от 31.03.2012) — в нем лишь указывается на возможность осуществления экспертизы в форме экспертного сопровождения; правил формирования ЕГРЗ— единого государственного реестра заключений экспертизы (Постановление Правительства РФ №878 от 24.07.2017).
Для организации экспертного сопровождения в государственной экспертизе потребуется заключить отдельный договор с лицом, ранее проводившим экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий. В числе документов, необходимых для заключения договора, указаны лишь собственно заявление и документы, подтверждающие полномочия заявителя. Проект договора должен быть направлен экспертной организацией заявителю через 2 рабочих дня после получения документов. Договор заключается на 1 год и может быть продлен на тот же срок по просьбе заявителя.
В ходе действия договора для проведения экспертизы потребуется направить в экспертную организацию: часть проектной документации, в которую внесены изменения; справку с указанием ранее полученных положительных заключений экспертизы (при наличии) и описанием внесенных изменений; выписку из реестра членов СРО, членом которой является проектировщик (если таковое членство требуется).
Если представлены не все документы или они представлены с нарушением требований к формату, а также если в отношении ранее представленных изменений еще не выданы заключения, экспертная организация откажет в принятии документов.
Срок подготовки промежуточного заключения устанавливается в 10 рабочих дней. Он может быть увеличен до 20 рабочих дней, если изменяется более 2 разделов проектной документации.
Фото: www.gge.ru
В целях получения итогового заключения экспертизы, включаемого в ЕГРЗ, необходимо будет не позднее чем за 15 дней до истечения действия договора (а если надо проверить еще и сметную стоимость — за 35 рабочих дней) направить заявление о выдаче заключения, в котором указать ранее выданные положительные заключения. Направлять проектную документацию при этом не потребуется. Основания для отказа в выдаче заключения может быть, если: направлены не все документы, документы направлены не уполномоченным лицом; ранее не выдавались положительные заключения, которые должны быть учтены при выдаче нового заключения; в заявлении указаны недостоверные сведения об изменении проектной документации.
Срок подготовки итогового заключения — 10 рабочих дней без проверки сметной стоимости и 30 рабочих дней — с проверкой сметной стоимости.
Плату за государственное экспертное сопровождение предлагается установить за год в размере 10% от платы за первичную экспертизу, рассчитанную на дату заключения договора об экспертном сопровождении. При продлении договора указанные 10% определяются на дату, с которой продлевается договор.
Корреспондирующие изменения вносятся в порядок формирования ЕГРЗ. Теперь в этом реестре будут содержаться также сведения о представленных для проведения экспертизы измененных частях проектной документации, а также обо всех выданных заключениях, подлежащих включению в ЕГРЗ, в отношении одного объекта строительства.
Опубликованным проектом Постановления приводятся в соответствие с Градостроительным кодексом (ГрК) и иные положения порядка проведения госэкспертизы.
В частности, с учетом постоянного изменения требований, соответствие которым устанавливает экспертиза, определяется механизм определения требований, применимых к конкретной проектной документации:
• проектная документация объектов, не являющихся линейными, оценивается на соответствие требованиям, действовавшим на дату выдачи градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), если с даты его выдачи прошло не более 1,5 лет;
• документация линейных объектов оценивается на соответствие требованиям, действовавшим на дату утверждения проекта планировки территории (ППТ), если с даты утверждения прошло не более 1,5 лет;
• если с даты выдачи ГПЗУ (утверждения ППТ) прошло более 1,5 лет, а также если подготовка документации по планировке территории не требуется, в расчет принимаются требования, действовавшие на дату поступления документации на экспертизу;
• разрешается коллизия в случае включения в проектную документацию как линейных, так и площадных объектов: для определения применимых требований учитывается документ в отношении объекта, являющего основным по назначению;
• когда в проектной документации фигурирует несколько объектов с разными ГПЗУ, выданными в разное время, то приоритет отдается самому раннему документу, если с даты выдачи прошло не более 1,5 лет;
• в ходе экспертизы заявитель вправе представить новые ГПЗУ или документацию по планировке территории: тогда и требования будут определяться на новую дату.
В порядок проведения экспертизы, в соответствии изменениями, внесенными в ГрК 342-ФЗ от 03.08.2018, включены также нормы о порядке проверки сметной стоимости, которая теперь входит в состав экспертизы проектной документации.
Уточняются основания для проведения повторной экспертизы. Напомним, что 151-ФЗ, установлены случаи, когда изменение проектной документации не требует прохождения экспертизы. Публичное обсуждение проекта продлится до 7 августа 2019 года.
НО ТЦА считает, что необходимость поправок вызвана изменениями в ГрК, но почему эти поправки не соответствуют положениям федерального закона, в развитие которого они, собственно, и должны быть приняты. Например, предусмотренная частью ч. 3.9 ст. 49 ГрК процедура экспертного сопровождения, однозначно отделенная от процедуры экспертизы, становится какой-то новой формой этой самой экспертизы («государственная экспертиза в форме экспертного сопровождения») со всеми вытекающими (в основном для застройщика и бюджета) последствиями.
А именно на те положения, которые обязуют застройщика определять, требуют ли внесенные изменения обязательной экспертизы или нет, приводят ли эти изменения к нарушению требований технических регламентов, соответствуют ли заданию и результатам инженерных изысканий (см. п. 17(4), п. 44 в и п. 44 г в предлагаемой редакции).
Застройщик должен сначала сам как-то провести экспертизу (т. к. именно оценка этим требованиям является предметом экспертизы проектной документации), и, выяснив, что проектные решения не соответствуют установленным требованиям, обязательно обратиться в организацию экспертизы для проведения экспертизы проектной документации, заведомо не соответствующей требованиям. В результате предполагаемые изменения подзаконного акта не раскрывают ни сути, ни порядка экспертного сопровождения и не устанавливают требований к документу о подтверждении соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в ч. 3.9 ст. 49 ГрК.