Международная научно-практическая конференция по развитию института технологического и ценового аудита.
Национальное объединение технологических и ценовых аудиторов при организационной поддержке Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Открытого правительства, комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов провело вторую международную научно-практическую конференцию по проблемам развития института технологического и ценового аудита «Технологический и ценовой аудит - основа обеспечения эффективности инвестиционной деятельности в Российской Федерации». В конференции приняли участие руководители федеральных органов исполнительной власти, представители крупнейших российских и зарубежных корпораций, банков, инвестиционных компаний и фондов, эксперты в области ТЦА.
Открывая Международную научно-практическую конференцию, Президент «НО ТЦА» Анна Лупашко отметила: «Вопрос эффективности государственных инвестиций является определяющим на данном этапе развития государства. Это, прежде всего, - контроль за соответствие проектных решений задачам, предусмотренными государственными инвестиционными программами, и, разумеется, достижение проектами оптимальных показателей соотношения цена/качество». В программе конференции были заслушаны доклады ключевых заказчиков ТЦА, подведены промежуточные итоги применения механизма ТЦА, выработаны предложения по совершенствованию нормативной базы.«Президент РФ В.В. Путин дал поручение Госсовету о необходимости в полной мере осуществлять контроль за эффективностью вложения бюджетных средств при реализации крупных проектов с государственным участием в том числе и введением технологического и ценового аудита обоснования инвестиций» - подчеркнула в своём выступлении Анна Лупашко.
Вместе с тем, есть проблемы, которые ограничивают идею технологического и ценового аудита. Среди них можно выделить:
- формальный подход Заказчиков ТЦА к проведению технологического и ценового аудита;
- слабая проработка инвестиционных решений, и, как следствие, некачественный комплект документации, предоставляемый аудитору;
- формальный подход аудитора к проведению ТЦА, часто обусловленный качеством документации проекта и низкой (нерыночной) стоимостью услуг: размер платы, взимаемый за оказание данной услуги не соответствует трудозатратам, возникающим при выполнении подобных работ, и несопоставим со стоимостью аналогичных услуг в международных компаниях;
- заинтересованность Заказчика ТЦА в результатах аудита, что отражается в отказе Заказчика предоставлять аудитору дополнительную информацию об инвестиционном проекте, а также информировать аудитора о принятых решениях на основе рекомендаций ТЦА. Информации о коррекции проектных решений у аудитора нет.
Алексей Соколов акцентировал внимание на том, что аудит – это работа, устанавливающая более высокие требования к квалификации и опыту привлечённых экспертов. ТЦА подразумевает не только анализ документации на соответствие нормам, техническим регламентам, но и поиск альтернативных, более эффективных решений, сравнение с объектами-аналогами, анализ рисков и многое другое. «Проекты стоимостью свыше 4 млрд. рублей рассматриваются в рамках процедуры за 150-300 тыс. рублей. При этом для проведения аудита самых простых проектов необходимо участие, как минимум 12 экспертов» - отметил Начальник отдела ТЦА ГАУ города Москвы «Московская государственная экспертиза».
Член «НО ТЦА», заместитель Генерального директора «Агентства Прямых Инвестиций» Марина Никифорова высказалась за более сложный вариант, включающий вознаграждение аудитора за возможную экономию - такая мера, по её мнению, позволит стимулировать качественные предложения аудиторов.
Руководитель направления «Повышение эффективности крупных инвестиционных проектов с государственным участием» Экспертного совета при Правительстве РФ, Алла Салтыкова отметила, что сам подход к определению стоимости ТЦА на основе процента от цены определённых работ неэффективен - это «может приводить к заниженной стоимости ТЦА по небольшим проектам и к её завышению по проектам стоимостью в десятки миллиардов рублей». Стоимость ТЦА в первую очередь должна соответствовать объёму работ в техническом задании, необходимому уровню компетенции и поставленным срокам. «Например, ТЦА проектной документации строительства автодороги, где рассматривается оптимальность предлагаемых решений с учётом уровня затрат, сроков использования, межремонтных интервалов, ожидаемой оценки загруженности объекта требует, очевидно, существенно большего объёма работ и дополнительных компетенций, чем ТЦА только проектной документации» - подытожила Алла Салтыкова.
Светлана Балаева, заместитель Генерального директора ПАО «Россети», рассказала о результатах и проблемах проведения технологического и ценового аудита в ПАО «Россети»: «Большинство аудиторских компаний не участвовали в конкурсных процедурах, проводимых ДЗО ПАО «Россети», в связи с низкой стоимостью услуг на проведение ТЦА. Например, ПАО «МОЭСК» неоднократно признавал конкурсные процедуры несостоявшимися (в конкурсах принимал участие только один контрагент). Недостаточная компетенция аудиторов, низкое качество предоставленных отчётов о проведении ТЦА, отсутствие выводов и конкретных рекомендаций».
«За такие деньги сложно требовать качественного выполнения аудита» - отметил Доминик Фаш, руководитель Фонда «София-Антиполис», Председатель Совета Директоров «Российского Технологического Фонда», Член Совета Директоров АО «KEGOC», важна роль государства как регулирующего органа при оценке эффективности инвестиционных вложений. В своём докладе Доминик рассказал про инновации в России и приоритеты развития. «Институты развития инноваций: где результат? Необходимо перейти от количества к системе и результату!» - отметил Доминик.
Первый заместитель начальника Департамента капитального строительства ОАО «РЖД» Виктор Шахов пояснил, что ОАО «РЖД» осуществляет мониторинг в рамках постановления правительства № 382 и оказалось первопроходцем в стране. «У нас разработаны методика мониторинга и корпоративный стандарт РЖД», – подчеркнул он – «Это сделано для того, чтобы эффективно использовать как государственные средства, так и деньги компании».
Начальник Департамента банковского сопровождения контрактов АО «Газпромбанк» Олег Мельников описал механизм внедрения продукта банковского сопровождения в инвестиционные контракты: «Сначала условия банковского сопровождения вносятся в типовую тендерную документацию и формы договоров, клиент предоставляет бюджет проекта и копии сопровождаемого контракта, заключает договор банковского сопровождения и дополнительное соглашение, устанавливающее специальный режим проведения расходных операций. Банковское сопровождение в Газпромбанке включает мониторинг расчётов на отдельных счетах, открытых в банке участниками проекта по всем уровням кооперации, контроль целевого расходования денежных средств и информирование заказчика о результатах расходования средств путём представления отчётности» - рассказал Олег Мельников.
Свои предложения по составу стадии «Обоснование инвестиций в строительстве» на примере объектов метрополитена представила Марина Слепак, Член Совета НОПРИЗ, Вице-президент ОАО «Метрогипротранс». «Первая и важнейшая задача в подготовке ТЭО – это сбор полных и достоверных данных» - отметила она в своём докладе.
Эту позицию поддержал и начальник управления стратегического развития АО «Главное управление обустройства войск» Министерства обороны РФ Алексей Туликов, отметив, что понятие «обоснование инвестиций» предлагается определить, как совокупность сведений, служащих основанием для принятия решения о хозяйственной необходимости, технической возможности, бюджетной, коммерческой и социальной целесообразности и эффективности инвестиций в строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства. С докладами также выступили полномочный представитель НП «НО ТЦА» по Пермскому краю, Вице-президент Палаты налоговых консультантов России, Сопредседатель Регионального штаба ОНФ по Пермскому краю Геннадий Сандырев, Первый заместитель Генерального директора ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» Ольга Лукерчик, Вице-президент Ассоциации «Оборонстрой» Юрий Богородицкий, Президент «Национальной палаты инженеров» Игорь Мещерин, Член Правления НП «НО ТЦА» Анатолий Гаврилов, Вице-президент «Национальной ассоциации инженеров-консультантов в строительстве» Владимир Малахов, Исполнительный директор Департамента банковского сопровождения контрактов АО «Газпромбанк» Роман Соколов, Член НП «НО ТЦА», Генеральный директор, Партнёр Berkshire Advisory Group Ирина Вишневская, Член НП «НО ТЦА», Директор департамента стоимостного инжиниринга ЗАО «СК «ИРБИС» Татьяна Пилипенко.
В заключении Анна Лупашко отметила, что для эффективной работы механизма ТЦА необходимо внести изменения в существующий порядок и определить заказчиком ТЦА распорядителя бюджетных средств. «Процедура проведения технологического и ценового аудита инвестиционных проектов должна быть нормативно встроена в предусмотренную законодательством РФ систему государственного регулирования инвестиционной деятельности и контролироваться уполномоченным ФОИВом, что повысить эффективность такого регулирования в целом, обеспечит надлежащий контроль государственных инвестиций» - подытожила Анна Лупашко.
Исполнительный директор «НО ТЦА» Елена Миловидова зачитала участникам конференции проект резолюции.
В работе Международной научно-практической конференции приняли участие представители Франции, Казахстана, Пермского края, г. Санкт-Петербурга и Москвы, Ленинградской, Московской, Воронежской, Саратовской, Калужской областей, а также представители Министерства обороны РФ, Правительства Москвы, Министерства строительства и ЖКХ РФ, Открытого правительства, Экспертного совета при Правительстве РФ, ОАО «РЖД», Газпромбанка, Национальной ассоциации инженеров-консультантов в строительстве
«НАИКС», НОПРИЗ, Berkshire Advisory Group, Deloitte, Dress&Somme, предприятий и организаций различных форм собственности.
Контакты:Пресс-служба НО ТЦА, pr@texaudit.ruИсполнительная дирекция: Елена Миловидова, emilovidova@texaudit.ru, 8-903-555-96-66
Справка:
Некоммерческое партнёрство «Национальное объединение технологических и ценовых аудиторов» («НО ТЦА», www.texaudit.ru) создано для реализации задач, поставленных в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 года № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике".
Одной из целей «НО ТЦА» является консолидация усилий федеральных и региональных органов исполнительной власти, компаний с государственным участием, экспертных организаций и представителей экспертного сообщества для развития и расширения рынка технологического и ценового аудита.