Национальное объединение
технологических и ценовых аудиторов

Пресс центр


10 ноября 2021

Дайджест НО ТЦА за ноябрь 2021

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ:

Изменения в проведении негосударственной экспертизы

На портале проектов нормативных правовых актов размещен проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Положение об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий».

Напомним, что Положение об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий утверждено Постановлением Правительства РФ от 31.03.2012 №272.

В соответствии с п. 4(1) Положения №272 документы для проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий представляются в форме электронных документов с использованием официального сайта экспертной организации в сети «Интернет», а в предусмотренных законодательством РФ случаях — также с использованием сервиса «личный кабинет» федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (ФГИС ЕПГУ) при условии регистрации заявителя и экспертной организации в данной системе, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Но исчерпывающий перечень документов, необходимых для оказания услуги по проведению негосударственной экспертизы, в Положении №272 отсутствует.

Проектом Постановления предлагается исключить из п. 4 Положения №272 норму о том, что договором определяются порядок представления документов для проведения негосударственной экспертизы и устранения замечаний в представленных документах.

Одновременно с этим в п. 6 Положения №272 устанавливается, что перечень необходимых документов, порядок их предоставления для проведения негосударственной экспертизы и устранения замечаний в представленных документах определяются Положением о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным Постановлением Правительства РФ №145 от 05.03.2007.

Публичное обсуждение документа продлится до 22 ноября 2021 года. Просим Вас прислать замечания и предложения.

Продление механизма увеличения цены контракта из-за роста цен на строительные ресурсы

Правительство России опубликовало Постановление №1812 от 22.10.2021 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ», по которому вносятся изменения в Постановление Правительства РФ №1315 от 09.08.2021 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которым установлен механизм изменения (увеличения) цены контракта из-за роста цен на строительные ресурсы. В Постановлении речь идет о контрактах, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и заключённых в соответствии с 44-ФЗ от 05.04.2013.

Правительство предлагает распространить данный механизм на контракты, заключенные до 01.10.2021. Ранее данный механизм распространялся на контракты, заключенные до 01.07.2021.

Кроме того, Постановлением №1812 с 39 позиций до 61 расширяется перечень заказчиков, которые могут воспользоваться этим механизмом.

Также уточняется, что изменение существенных условий контракта осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных не только до получателя средств федерального бюджета, но и до бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Разъяснение Главгосэкспертизы по вопросам изменения цены контрактов

ФАУ «Главгосэкспертиза России» опубликовала таблицу с вопросами по разъяснению положений Постановления Правительства РФ от 09.08.2021 №1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» и приказа Минстроя России №500/пр от 21.07.2021 «О внесении изменений в Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденную приказом Минстроя России от 23.12.2019 №841/пр». В таблице собраны 40 вопросов, по которым Главгосэкспертиза России (ГГЭ) высказывает свою позицию — главным образом о проведении повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости.

Необходимо отметить, что, по мнению ГГЭ, введение новых законодательных норм, устанавливающих возможность и порядок изменения цены контракта в связи с ростом стоимости строительных ресурсов, требует внесения корректировки в отдельные нормы Положения о порядке проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ №145 от 05.03.2007 (Положение №145).

ГГЭ подтверждает, что необходимо внести изменения в Положение №145 в части сужения предмета проверки достоверности определения сметной стоимости, указанного в пункте 45(14) Положения №145, до уровня, необходимого для применения положений Приказа №500/пр.

Целый ряд содержащихся в таблице вопросов посвящен срокам повторной экспертизы, определению платы за ее проведение, а также перечню документов, формируемых для направления на экспертизу.

Напомним, что для информационного сопровождения реализации новых норм по поручению Минстроя России Главгосэкспертиза создала на сайте ФГИС ЦС специальный раздел, посвященный порядку изменения цены контракта в связи с ростом стоимости строительных ресурсов.

ОРВ:

Минстрой России: Дополнительные полномочия в сфере контроля субъектов РФ

На портале проектов нормативных правовых актов размещен проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 6 и 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий (ч. 1. и ч. 1.1 ст.6.1. Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ):

в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий;

в области контроля соблюдения органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.

Новая редакция предлагает внести изменения в п. 1 ч. 4 ст. 6.1 ГрК РФ:

- с указанием на то, что высшее должностное лицо субъекта осуществляет назначение на должность и освобождение ‎от должности руководителей органов исполнительной власти субъекта, осуществляющих переданные полномочия, а также руководителей подведомственных указанным органам государственных (бюджетных или автономных) учреждений, осуществляющих такие полномочия, исключительно по согласованию с Минстроем России.

- ‎в ч. 3 ст. 6.1 ГрК РФ, в соответствии с которым полномочия Минстроя России дополняются осуществлением в порядке, установленном Правительством РФ, согласования назначения ‎на должность и освобождения от должности руководителей органов исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющих переданные полномочия, а также руководителей подведомственных указанным органам государственных (бюджетных или автономных) учреждений, осуществляющих такие полномочия.

- в ч. 1 ‎ст. 6 ГрК РФ, в соответствии с которыми расширяются полномочия органов государственной власти РФ в области градостроительной деятельности в части установления порядка согласования назначения на должность и освобождения от должности руководителей органов исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющих переданные полномочия, а также руководителей подведомственных указанным органам государственных (бюджетных или автономных) учреждений, осуществляющих такие полномочия.

Таким образом, новые механизмы позволят Минстрою России осуществлять контроль реализации органами власти субъектов РФ переданных полномочий, своевременно реагировать на неисполнение или ненадлежащие исполнение переданных полномочий, тем самым снижая риск их необходимого временного изъятия, будут способствовать достижению целевых показателей национальных целей «Комфортная ‎и безопасная среда для жизни» (повышение объема жилищного строительства до 120 млн кв. м в год, улучшение жилищных условий 5 млн семей ежегодно, повышение качества городской среды в 1,5 раза) и «Цифровая трансформация», утвержденных указом Президента РФ №474 от 21.07.2020; а также достижению высоких показателей национальных проектов и программ, повышение эффективности строительной отрасли в целом (сокращение сроков строительства объектов капитального строительства на 30%, снижение издержек на 12% за счет устранения коллизий и фактов приостановок строительства, обеспечение своевременного финансирования) в рамках реализации приоритетных проектов стратегии «Агрессивного развития инфраструктуры», подготовленной Правительством РФ.

Напомним, что в настоящее время Минстрой России по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации осуществляет согласование значения на должность и освобождения от должности руководителей регионального строительного надзора и жилищного надзора.

Общественное обсуждение проекта продлится до 16 ноября 2021 года.

ОБЩИЕ НОВОСТИ:

ДОМ.РФ: проектное финансирование — один из самых быстрорастущих сегментов банковского кредитования

Пресс-служба ДОМ.РФ представила актуальную и прогнозную статистику по кредитованию застройщиков (проектному финансированию с использованием эскроу), полученную на основе данных Росстата и расчетов специалистов Единого института развития в жилищной сфере. Цифры таковы:

за два с небольшим года банки выдали застройщикам кредитов на сумму почти 2 трлн руб.;

cначала текущего года этот показатель удвоился, при том что общий рост кредитования корпоративного сектора за это же время составил всего 11%;

Источник: Банк России

сумма средств граждан на счетах эскроу сегодня составляет 2,6 трлн руб. (+33% к сумме выданным девелоперам кредитам);

средняя процентная ставка по действующим кредитным договорам по состоянию на II квартал — 3% годовых (для сравнения: по другим кредитам юридическим лицам — более 8%);

предполагаемый объем проектного финансирования в РФ к концу 2020 года вырастет вдвое — до 4 трлн руб.;

сумма средств на счетах эскроу достигнет такой же отметки;

из 4 трлн рублей кредитов застройщикам на конец 2022 года примерно 1,5 трлн руб. придутся на задолженность по новым договорам, которые будут подписаны в IV квартале 2021-го — IV квартале 2022 года включительно (за эту часть банкам предстоит побороться до конца 2022 года);

общая сумма лимитов, открытых застройщикам по проектному финансированию, по прогнозу ДОМ.РФ до конца 2022 года удвоится — до 9—10 трлн руб.