Национальное объединение
технологических и ценовых аудиторов

Пресс центр


8 ноября 2022

Дайджест НО ТЦА октябрь - ноябрь 2022

Разработаны типовые условия государственных контрактов на строительство и ремонт

08.11.2022

На портале проектов нормативных правовых актов опубликован проект постановления Правительства РФ "О типовых условиях контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, а также проведение работ по сохранению объектов культурного наследия".

Согласно проекту документа, при формировании проектов контрактов заказчики должны использовать типовые условия контрактов, если они утверждены Правительством РФ. Условия контрактов, которые прямо не урегулированы типовыми условиями, иные условия таких контрактов включаются заказчиками в проекты контрактов самостоятельно с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности, гражданского законодательства, законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Типовые условия включают следующие разделы:

- условия о правах и обязанностях подрядчика;

- условия о правах и обязанностях заказчика;

- условия о гарантии качества;

- условия о цене контракта;

- условия об обеспечении исполнения контракта, гарантийных обязательств;

- условия об изменении, расторжении контракта;

- условия о порядке направления уведомлений;

- условия о приемке и оплате выполненных работ;

- условия о сроке выполнения работ и сроке действия контракта;

- условия об ответственности сторон;

- порядок урегулирования разногласий.

Стоит обратить внимание на раздел "Условия о приемке и оплате выполненных работ".

Напомним, что с 01.05.2022 сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов (в том числе и индексы Минстроя России), использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении контрактов или договоров, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капстроительства, сохранению объектов культурного наследия, заключённых в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. Таким образом, данная норма означает, что государственные сметные нормативы и сметные цены используются заказчиками только для определения начальной максимальной цены контракта и для финансового планирования и не подлежат применению при исполнении договоров.

С учетом этого, в разделе "Условия о приемке и оплате выполненных работ" установлено, что при приемке выполненных работ не осуществляется сопоставление технологии производства фактически выполненных работ, технологиям, принятым при разработке сметных нормативов. Также при приемке выполненных работ не выделяется и не обосновывается стоимость учтенных в цене конструктивных решений (элементов) и (или) комплексов (видов) работ сметы контракта, прочих работ и затрат (в том числе зимнее удорожание, осуществление работ вахтовым методом, командирование рабочих, перебазирование строительно-монтажных организаций), и затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений, непредвиденных работ и затрат подрядчика.

Первичным учетным документом, являющимся основанием для оплаты работ, выполненных в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ и (или) графиком оплаты выполненных работ, по завершении выполнения соответствующих конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, в том числе выполняемых поэтапно, является документ о приемке, оформленный и подписанный в порядке, установленном Законом о контрактной системе (44-ФЗ) и контрактом. При этом работы и затраты, объединенные в комплекс работ с использованием единицы измерения "штука", не подлежат поэтапной приемке. Приемка работ и затрат, объединенных в комплекс, осуществляется после завершения выполнения всего комплекса работ.

Устанавливается формула для определения стоимости выполненного, принятого заказчиком и подлежащего оплате объема работ по конструктивному решению (элементу) и (или) по комплексу (виду) работ, в том числе выполненных поэтапно. В случае досрочного выполнения работ, предусмотренных контрактом (этапом контракта), заказчик оплачивает такие работы в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом, в пределах лимитов средств (в том числе с учетом перераспределения объемов финансирования с последующих периодов на более ранние периоды), являющихся источником финансирования работ по контракту.

В типовых условиях уточняется, что при исполнении контракта не допускается перемена подрядчика, за исключением случая, если новый подрядчик является правопреемником подрядчика по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

Постановление Правительства вступает в силу с 01.01.2023 года.

Источник: erzrf.ru

Михаил Мишустин утвердил Стратегию развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года

07.11.2022

Документ разработан по поручению Президента России.

Развитие льготных ипотечных программ, цифровизация строительных процессов, сокращение административных процедур, а также обновление коммунальной инфраструктуры - эти и другие цели обозначены в Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года. Её своим распоряжением утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин.

Стратегия определяет, что в России к концу 2030 года суммарный десятилетний объём ввода жилья должен составить не менее 1 млрд кв.м. При этом сроки реализации проектов должны значительно сократиться без снижения требований к качеству и безопасности построенных домов.

Добиться решения этих задач можно в том числе с помощью развития льготных ипотечных программ - они, как и сейчас, должны быть направлены на поддержку семей с детьми и других социальных групп, например молодых специалистов. Кроме того, в стране должна получить широкое распространение ипотека для строительства индивидуальных жилых домов - таких кредитов к 2030 году должно выдаваться не менее 500 тыс. В целом к этому сроку различные ипотечные кредиты должны стать доступны для 60% российских семей.

Ещё один вектор работы по достижению поставленных целей - оптимизация и перевод в электронный вид большинства административных процедур. Такая работа подразумевает сокращение излишних требований и согласований. В итоге сроки инвестиционно-строительного цикла к 2030 году должны сократиться на 30% по сравнению с показателями 2019 года, а количество предоставляемых документов, сведений и согласований уменьшиться вдвое.

"Всё это позволит снизить нагрузку на бизнес, упростить взаимодействие компаний с органами власти. И в целом повысить эффективность строительства жилых домов, транспортной и социальной инфраструктуры", - подчеркнул Михаил Мишустин в ходе заседания Правительства 26 октября.

Всего к 2030 году жилой фонд России должен быть обновлён более чем на 20%, а уровень обеспеченности жильём должен вырасти с сегодняшних 27,8 кв.м на человека до 33,3 кв.м.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства особое внимание в стратегии уделено развитию инфраструктуры. Так, к 2030 году доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из централизованных источников, должна увеличиться с нынешних 86,5% до 99%. Такого результата можно добиться за счёт строительства новых водопроводных сетей в сельской местности.

Помимо этого, стратегия ставит задачу стимулирования внутреннего спроса на сжиженный природный газ - он сможет обеспечить энергетическую безопасность территорий, отдалённых от магистральных газовых сетей и до сих пор использующих в качестве топлива мазут и уголь.

"Подготовленная нами Стратегия развития строительства и ЖКХ - это первый документ в отечественной практике такого рода. Его главная особенность заключается в том, что в нём увязаны все направления строительства. Это залог того, что мы получим сбалансированное развитие всей инфраструктуры, ориентированное на человека", - отметил вице-премьер Марат Хуснуллин.

Долгосрочное планирование в строительной сфере - это одна из наиболее эффективных мер поддержки и смежных отраслей. Производители будут понимать, что, когда и в каком объёме потребуется стройке, добавил вице-премьер.

Источник: government.ru

Утверждена Методика определения сметных цен на затраты труда работников в строительстве

02.11.2022

Официально опубликован приказ Минстроя России от 01.07.2022 г. N 534/пр "Об утверждении Методики определения сметных цен на затраты труда работников в строительстве".

Методика устанавливает метод определения сметных цен на затраты труда работников в строительстве, применяемых при формировании сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия, определяемой на этапе архитектурно-строительного проектирования.

Приказ вступает в силу с даты признания утратившими силу подпунктов "в", "г" пункта 28, приложения N 7, а также внесения изменений в подпункт "д" пункта 28, пункт 31 Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 5 июня 2019 г. N 326/пр.

Минстрой изменил индексы сметной стоимости в III квартале

01.11.2022

Опубликовано письмо Минстроя России от 27.10.2022 N 56267-ИФ/09 "О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2022 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ".

Письмо подготовлено в дополнение к письмам Минстроя N 39010-ИФ/09 от 05.08.2022, N 40506-ИФ/09 от 15.08.2022, N 42220-АЛ/09 от 23.08.2022, N 43576-АЛ/09 от 30.08.2022, N 45276-СИ/09 от 07.09.2022, N 49208-ИФ/09 от 26.09.2022, N 51018-ИФ/09 от 04.10.2022, N 52440-ИФ/09 от 11.10.2022, N 54535-ИФ/09 от 20.10.2022 и N 55140-ИФ/09 от 22.10.2022.

Индексы разработаны к сметно-нормативной базе 2001 года в соответствии с положениями Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства (ИИСС), утвержденной приказом Минстроя России от 05.06.2019 N 326/пр, с использованием данных ФАУ "Главгосэкспертиза России", органов исполнительной власти субъектов РФ за II квартал 2022 года с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.

В письме строительное ведомство сообщает о рекомендуемой величине ИИСС во II квартале 2022 года, в том числе о величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ (СМР), индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ (ПНР).

В качестве приложения к данному письму включены ИИСС по элементам прямых затрат по объектам строительства, определяемые с применением федеральных и территориальных единичных расценок, на III квартал 2022 года для Уральского федерального округа (УФО).

Одновременно сообщается, что индексы для субъектов РФ, которые отсутствуют в приложениях к настоящему письму, будут обнародованы дополнительно.

Минстрой готовит инициативу по созданию института главных экспертов проекта (ГЭП)

26.10.2022

Ключевой целью развития института государственной экспертизы проектной документации является переход к консультационному и инжиниринговому сопровождению всех этапов жизненного цикла объекта капитального строительства (ОКС). Об этом заявил замминистра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко в Екатеринбурге на VI Международной конференции "Развитие института строительной экспертизы".

"Её достижение позволит проектировщикам, экспертам и другим отраслевым специалистам работать в одном поле, в одном ключе, направленном на ускорение и повышение экономической эффективности строительства без ущерба качеству и безопасности возводимых объектов", - пояснил Сергей Музыченко.

Для достижения этой цели Минстрой России готовит инициативу по созданию института главных экспертов проекта (ГЭП). ГЭП планируют наделить правом формировать команду экспертов для подготовки сводного заключения экспертизы и ответственностью за сроки и качество его подготовки.

Услугу по прохождению негосударственной экспертизы в строительстве можно получить через Госуслуги

20.10.2022

Минстрой и Минцифры России разработали новый сервис для строительных организаций на портале Госуслуг. Аккредитованные организации, оказывающие услуги экспертизы, теперь могут подключиться к Единой цифровой платформе экспертизы. Это поможет объединить представителей отрасли и заказчиков на одной площадке и оптимизирует их взаимодействие.

"Мы разработали и внедрили новую платформу, которая направлена на автоматизацию процедур взаимодействия с Заявителем, минимизацию бумажного документооборота, повышение прозрачности и управляемости процессом оказания услуг за счет создания единого информационного пространства. Функциональные возможности платформы позволят в том числе привлекать экспертов и внештатных специалистов для проведения экспертизы, что в свою очередь позволит повысить качество предоставляемых услуг", - подчеркнул замглавы Минстроя России Константин Михайлик.

Единая цифровая платформа экспертизы предназначена для автоматизации процедур проведения государственной и негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в электронном виде для использования экспертными организациями.

При строительстве крупных объектов обязательно получение положительного заключения экспертизы по итогам рассмотрения проектной документации и результатов инженерных изысканий. Процедура позволяет проверить документацию, чтобы определить, соблюдены ли строительные требования, правила и нормы, гарантирующие надежность и безопасность объекта.

Подключиться к ЕЦПЭ может любое юридическое лицо, аккредитованное Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитацией). Подключение к платформе позволит оказывать услуги и застройщикам, подавшим заявки на портале Госуслуг. Заказать негосударственную экспертизу можно у любой из подключенных аккредитованных организаций, а заключить договор - уже через Единую цифровую платформу экспертизы.

"Новый сервис - важный шаг в процессе создания единой цифровой среды строительной отрасли. Раньше на портале была возможность подать заявку только на экспертизу в государственную экспертную организацию. Сейчас у строительной отрасли есть полный спектр услуг по экспертизе, собранных на едином ресурсе. Это позволит обеспечить комфортное взаимодействие в электронном виде застройщиков и организаций в формате единого окна", - отметил замглавы Минцифры России Андрей Черненко.

Подать заявление может застройщик, технический заказчик, а также лицо, которое выполнило инженерные изыскания или подготовило проект. Сроки и стоимость проведения негосударственной экспертизы устанавливаются договором. Заключение будет направлено в личный кабинет заявителя на Госуслугах.

Ранее Правительство России дополнило перечень государственных услуг негосударственной экспертизой проектной документации и/или результатов инженерных изысканий. Соответствующее распоряжение в августе подписал Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин.

Источник: Минстрой России