Национальное объединение
технологических и ценовых аудиторов

Пресс центр


16 мая 2022

Дайджест НО ТЦА май 2022

Решения, принятые на заседании Правительства 21 апреля 2022 года:

1. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”» (в части ведения персонифицированного учёта лиц, обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования и фармацевтического образования)

Законопроектом предлагается установить, что помимо осуществляемого в настоящее время персонифицированного учёта лиц, которые участвуют в медицинской деятельности, в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения будет осуществляться персонифицированный учёт лиц, которые участвуют в осуществлении фармацевтической деятельности, и лиц, которые получают среднее и высшее медицинское образование, среднее и высшее фармацевтическое образование.

Решение Правительства:

Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

2. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 1263 части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации»

Законопроектом предлагается дополнить перечень авторов аудиовизуального произведения, предусмотренный пунктом 2 статьи 1263 части четвёртой Гражданского кодекса, включив в него художника-постановщика анимационного фильма.

Решение Правительства:

Одобрить проект федерального закона «О внесении изменения в статью 1263 части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

3. О внесении изменений в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации и Положение о Федеральной службе по интеллектуальной собственности

Минэкономразвития России наделяется полномочиями, в том числе по ведению Реестра патентных поверенных и утверждению порядков деятельности квалификационной и апелляционной комиссии патентных поверенных; в положение о Роспатенте, в частности, вносятся положения об экспертизе международных заявок на географическое указание и наименование места происхождения товара.

Решение Правительства:

Принять проект постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу.

4. О внесении изменения в Положение о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации

Проектом постановления предлагается внести изменение, предусматривающее наделение ведомства полномочием по осуществлению координации научных исследований в области семеноводства.

Решение Правительства:

Принять проект постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу.

5. О выделении Росавиации в 2022 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований в целях предоставления субсидий из федерального бюджета российским авиакомпаниям на возмещение операционных расходов в целях осуществления перевозок по внутренним воздушным линиям в условиях внешнего санкционного воздействия

Проект распоряжения подготовлен в целях смягчения негативного влияния санкций, введённых рядом иностранных государств против Российской Федерации и российских юридических лиц и связанных с закрытием воздушного пространства для российских авиакомпаний.

Решения Правительства:

1. Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.

2. Министру транспорта Российской Федерации В.Г.Савельеву взять под личный контроль реализацию программы частичной компенсации расходов перевозчиков на пассажирские авиаперевозки внутри страны.

6. О выделении Росавтодору в 2022 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение дорожной деятельности

Проект распоряжения направлен на развитие и модернизацию сети автомобильных дорог общего пользования.

Решение Правительства:

Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.

7. О предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности и внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации

Проект распоряжения предполагает распределение в соответствии со статьёй 94 Бюджетного кодекса бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда на сумму не использованных в 2021 году бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда.

Решение Правительства:

Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.

8. О выделении Минстрою России в 2022 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований для предоставления разовой финансовой помощи из федерального бюджета в форме субсидии бюджету Республики Крым в целях предоставления бюджетам муниципальных образований Республики Крым субсидий из бюджета Республики Крым на благоустройство дворовых территорий в гг. Ялте и Керчи, повреждённых в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в июне – июле 2021 года на территории Республики Крым

Проект распоряжения предполагает выделение средств на мероприятия по благоустройству 69 дворовых территорий в Ялте и Керчи.

Решение Правительства:

Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.

9. О выделении Минвостокразвития России в 2022 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований на предоставление субсидий российским кредитным организациям и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным на цели реализации инвестиционных проектов на территории Дальневосточного федерального округа

Проект распоряжения направлен на недопущение ухудшения условий осуществления предпринимательской деятельности на территории Дальневосточного федерального округа.

Решение Правительства:

Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.

10. О выделении Ростуризму в 2022 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по созданию модульных некапитальных средств размещения

Проектом распоряжения, в частности, предлагается выделить средства в целях поддержки не менее 55 общественных инициатив, направленных на создание модульных некапитальных средств размещения, и распределить субсидии 19 субъектам Российской Федерации.

Решение Правительства:

Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.

Правительство утвердило правила докапитализации региональных фондов развития промышленности за счёт федеральных средств

Постановление от 18 апреля 2022 года №686

Регионы смогут докапитализировать свои фонды развития промышленности за счёт федеральных средств, выделенных из резервного фонда Правительства. Это позволит обеспечить доступ предприятий к недорогим кредитам на пополнение оборотных средств, поможет им сохранить персонал и объёмы производства продукции.

Согласно правилам, которые утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин, с помощью грантов региональных фондов развития предприятия смогут компенсировать до 90% затрат на уплату процентов по кредитам. Общий размер обязательств одной компании по кредитному договору не должен превышать 250 млн рублей, а совокупный объём финансовой поддержки – 50 млн рублей.

Докапитализировать региональные фонды развития промышленности за счёт федеральных средств в марте поручил Президент по итогам совещания о мерах социально-экономической поддержки регионов. На эти цели Правительство выделило 4,3 млрд рублей. Федеральное финансирование позволит обеспечить дополнительную поддержку промышленных предприятий в 77 регионах страны.

Принятое решение – часть комплекса мер по обеспечению устойчивости экономики в условиях внешних санкций. О важности докапитализации региональных фондов развития промышленности Михаил Мишустин говорил во время ежегодного отчёта Правительства в Государственной Думе 7 апреля. Он подчеркнул, что поддержка государства должна доходить до всех, кто в ней нуждается, включая небольшие промышленные предприятия.

Источник: Правительство РФ

ОПУБЛИКОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ И ГД РФ:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 № 725 "О внесении изменений в Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики"

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 № 715 "О внесении изменений в Правила мониторинга реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"

Опубликованные Постановления см. во вложении или ссылках.

НОВОСТИ ФОИВов:

Утверждение типовой проектной документации поручено ФОИВ - Минстрой, Минтранс и Минобороны

На портале проектов нормативных правовых актов опубликован проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации».

Законопроект предлагает внести в Градостроительный кодекс РФ изменения в части наделения Минстроя, Минтранса и Минобороны России или подведомственных им государственных (бюджетных или автономных) учреждений и организаций, в отношении которых указанные федеральные органы исполнительной власти осуществляют функции и полномочия учредителя от имени РФ, полномочиями по подготовке и признанию проектной документации (ПД) типовой проектной документацией (ТПД), а также актуализации такой ТПД.

Указанные ФОИВы будут обязаны заключать договоры подряда на подготовку (ПД), внесению изменений в ПД исключительно с индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования.

Также предлагается установить, что ПД объектов индивидуального жилищного строительства, получившая положительное заключение государственной экспертизы ПД, может быть признана ТПД по решению уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти. Порядок признания проектной документации ТПД будет устанавливать Правительство РФ.

Минстрой России будет включать сведенья о ТПД в единый государственный реестр заключений экспертизы ПД (за исключением сведений о ТПД по объектам обороны и безопасности, являющихся объектами военной и социальной инфраструктуры в Вооруженных Силах РФ).

Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал Постановление №278 от 01.03.2022, которым утвердил Правила принятия решения о признании проектной документации ТПД и правила использования ТПД. Согласно Постановлению, функцию по признанию типовых проектов будет осуществлять Минстрой России.

Публичное обсуждение законопроекта продлится до 26 мая 2022 г.

РосКапСтрой будет осуществлять строительный контроль в Крыму

На портале проектов нормативных правовых актов опубликован проект совместного приказа Минстроя России и Минэкономразвития России «Об определении случая строительного контроля».

Согласно проекту приказа, ФАУ «РосКапСтрой» осуществляет согласование заданий на проектирование и последующий контроль строительства и реконструкции объектов капитального строительства в Республике Крым и г. Севастополе, за исключением объектов:

государственным заказчиком которых является Минэнерго России;

объектов дорожного хозяйства, реализуемых в рамках Программы и по которым не заключены государственные (муниципальные) контракты (договоры) на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, в случае, если стоимость мероприятий, превышает 500 млн руб.

Постановлением Правительства РФ №1413 от 12.09.2020 было установлено, что по решению Кабмина стройконтроль по объектам, строящимся за счет средств федерального бюджета в рамках госпрограмм, будет осуществляться Минстроем России или подведомственным ему госучреждением. Аналогичный совместный приказ Минстроя России и Минэкономразвития России №8/пр/7 от 15.01.2021 был принят в отношении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2024», упраздненной Постановлением Правительства РФ №2159 от 28.12.2021.

Общественное обсуждение проекта приказа продлится до 18 мая 2022 г.

Застройщик получит право выбирать основные варианты подготовки проектной документации, экспертизы и строительства объекта

На портале проектов нормативных правовых актов опубликован проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации

Законопроектом предлагается установить право застройщика выбирать различные варианты подготовки проектной документации (ПД), прохождения экспертизы ПД и дальнейшего строительства объекта, а именно:

вариант первый, применяемый в настоящее время, при котором получение заключения государственной экспертизы возможно после подготовки полного комплекта ПД и результатов инженерных изысканий (РИИ);

вариант второй, при котором экспертиза ПД может проводиться в форме экспертного сопровождения подготовки ПД (введения института экспертного сопровождения на стадии проектирования);

третий вариант предоставляет застройщику, техническому заказчику право утвердить часть ПД на стадию строительства или реконструкцию, при наличии положительного заключения экспертизы на такую часть ПД (параллельное строительство и проектирование).

Напомним, что, согласно дорожной карте реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности «Трансформация делового климата» в части «Реинжиниринга правил промышленного строительства», принятие законопроекта позволит:

сократить количество отрицательных заключений экспертиз;

повысить качество проектной документации;

снизить риски перепроектирования и сократить количество ошибок и оснований для разработки специальных технических условий.

Разработанный Минстроем законопроект устанавливает следующие особенности при проведении экспертного сопровождения подготовки ПД:

предметом экспертизы ПД в форме экспертного сопровождения является оценка разделов ПД или частей разделов ПД на соответствие требованиям, указанным в п.1 ч.5 ст.49 ГрК РФ, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, РИИ, а также на совместимость с иными разделами ПД их частями, в отношении которых проведена оценка в рамках такого экспертного сопровождения.

орган исполнительной власти или организация, осуществляющие экспертное сопровождение, могут оказываться содействие в форме рекомендаций по подготовке ПД;

отсутствие утвержденного проекта планировки территории не является препятствием для проведения экспертного сопровождения подготовки ПД линейного объекта;

экспертное сопровождение подготовки ПД проводится при наличии положительного заключения экспертизы РИИ;

подготовка заключения экспертизы ПД, проводимой в форме экспертного сопровождения, может осуществляться в отношении каждой стадии строительства, реконструкции, предусмотренной заданием на проектирование;

Если застройщиком выбран третий вариант, при котором утверждена часть ПД на стадию строительства, то законопроект устанавливает следующие особенности:

застройщик вправе утвердить часть ПД на стадию строительства при наличии положительного заключения экспертизы на такую часть ПД, в отношении каждой стадии строительства, предусмотренной заданием на проектирование;

при подготовке ПД, предусматривающей стадии строительства, реконструкции, разрешение на строительство может выдаваться на отдельную стадию строительства, реконструкции, предусмотренную ПД или ее частью, в отношении которой выдано положительное заключение экспертизы;

в случае выдачи разрешения на отдельные стадии строительства застройщик или технический заказчик вправе заключать договоры строительного подряда на осуществление отдельных этапов строительства, реконструкции объекта капитального строительства;

государственный строительный надзор будет осуществляться за каждой стадией строительства, реконструкции. При этом заключение о соответствии орган госстройнадзора выдаст в отношении всего построенного, реконструированного объекта капитального строительства.

Публичное обсуждение законопроекта завершится 26 мая текущего года.

Выдавать свидетельства, подтверждающие пригодность новых стройматериалов для применения в строительстве, будет ФАУ «ФЦС»

На портале проектов нормативных правовых актов опубликован проект приказа Минстроя России «Об определении подведомственного Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации государственного (бюджетного или автономного) учреждения, уполномоченного на выдачу технических свидетельств, подтверждающих пригодность для применения в строительстве новых материалов, изделий, конструкций и технологий, применение которых в строительстве…».

Проектом приказа устанавливается, что Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» (ФАУ «ФЦС») наделяется полномочиями на:

выдачу технических свидетельств, подтверждающих пригодность для применения в строительстве новых материалов, изделий, конструкций и технологий, использование которых не регламентировано действующими строительными нормами и правилами, национальными стандартами и другими нормативными документами (строительные ресурсы), подготавливаемых на основе заключения о пригодности строительных ресурсов;

подготовку обосновывающей документации;

организацию проведения исследований (испытаний) и измерений строительных ресурсов.

В 2022 году пригодность строительных ресурсов для применения в строительстве может подтверждаться техническим свидетельством ФАУ «ФЦС», подготавливаемым на основе заключения о пригодности строительных ресурсов.

Особенности подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве в 2022 году установлены Постановлением №701, которое дополняет Постановление №353 новым приложением.

Общественное обсуждение проекта приказа продлится до 18 мая 2022 г.

Минстрой предлагает параллельно проводить проектирование и строительство объектов

Ведомство разработало законопроект, предполагающий внесение соответствующих поправок в Градостроительный кодекс РФ (ГрК) с целью сокращения инвестиционно-строительного цикла, сообщает «Коммерсант», внимательно изучивший данный документ.

Законопроектом предлагается наряду с ныне действующим в отрасли классическим подходом — подразумевающим подготовку полного пакета проектной документации и получение на него заключения экспертизы — разрешить застройщику или техническому заказчику делить строительные работы на стадии и получать отдельные заключения экспертизы проектной документации и разрешения на строительство на каждую из них.

Речь идет о параллельном проведении проектирования (с экспертизой) и строительства — когда одна стадия работ уже оценена экспертными организациями и выполняется, а следующие проектируются, что ускоряет строительство социально значимых объектов.

В Минстрое и Главгосэкспертизе уверены, что предлагаемый подход позволит, как это и предусмотрено планами Правительства РФ, сократить инвестиционно-строительный цикл (и, соответственно, сроки реализации инвестпроектов) не менее чем на 30% к 2024-му и на 50% — к 2030 году, а вместе с ними снизить и финансовые строительные издержки.

Кроме того, законопроект предусматривает активное применение в строительной практике процедуры экспертного сопровождения, при которой застройщик или техзаказчик смогут по мере подготовки (не всей проектной документации целиком, а лишь ее частей) представлять их в экспертную организацию для оценки.

Как отмечают в Минстрое России, в соответствии с действующим ГрК в случае выявления нарушений в проекте только на стадии экспертизы работа по их устранению «влечет за собой значительные затруднения» и часто приводит к необходимости перепроектирования.

//Портал ЕРЗРФ

Замминистра строительства и ЖКХ назначен Валерий Леонов

Распоряжением №750-р подписал 5 апреля глава Правительства Михаил Мишустин назначил Леонова Валерия Владимировича заместителем Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», подписано Постановление, согласно которому Минстрою разрешается иметь восемь заместителей министра вместо семи.

Как пояснили ТАСС в пресс-службе Минстроя, решение об увеличении количества заместителей связано в первую очередь с расширением полномочий и задач, решаемых министерством в сфере инфраструктурного строительства, развития территорий и регионов в целом, а также с необходимостью координации субъектов РФ в сфере инфраструктурного развития. Обязанности нового замминистра будут закреплены в ведомственном приказе, уточнили в пресс-службе.

Как профильный вице-премьер Марат Хуснуллин и глава Минстроя Ирек Файзуллин, новый замглавы федерального министерства Валерий Леонов — выходец из столицы Татарстана.

СПРАВКА:

Леонов Валерий Владимирович родился 16 января 1975 года в г. Казани, Республика Татарстан.

В 1996 году с отличием окончил Казанское высшее танковое командное Краснознаменное училище, квалификация «инженер по эксплуатации бронетанковой и автомобильной техники».

В 2002 году окончил Самарскую государственную архитектурно-строительную академию по специальности «Экономика и управление на предприятии (в строительстве)», квалификация «экономист-менеджер».

В 2010 года присуждена степень MBA.

В 2015 году присуждена степень магистра в области юриспруденции на базе Московского финансово-юридического университета (диплом с отличием).

С августа 1992 по декабрь 1998 года — служба в Вооруженных Силах РФ.

С декабря 1998 года по март 2010 работал на руководящих должностях в коммерческих организациях, осуществляющих производственную деятельность в сфере строительства.

С апреля 2010 года по ноябрь 2010 года — первый заместитель начальника Инспекции государственного строительного надзора.

С ноября 2010 года по октябрь 2011 года — министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, заместитель председателя Правительства Амурской области — министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области.

С ноября 2011 года по январь 2015 года — руководитель Государственного автономного учреждения города Москвы «Московская государственная экспертиза».

C января 2015 года по 4 апреля 2022 года — председатель Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов.

5 апреля назначен заместителем министра строительства и ЖКХ России.

Имеет благодарственные письма, дипломы, награжден почетными медалями.

НО ТЦА поздравляет Валерия Владимировича с назначением и желает успехов на новом ответственном посту!

НОВОСТИ ЭКСПЕРТИЗЫ:

Временный порядок проведения госэкспертизы не устанавливает дополнительных «послаблений»

Главгосэкспертиза России на своем сайте разместила Разъяснения положений Временного порядка проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в этом учреждении, утвержденные приказом ГГЭ №46 от 11.03.2022.

ФАУ «Главгосэкспертиза России» (ГГЭ) приказом №46 от 11.03.2022 установила Временный порядок проведения государственной экспертизы проектной документации (ПД) и результатов инженерных изысканий (РИИ) в этой организации в связи с введением моратория на подготовку отрицательных заключений по результатам проведения данных видов госэкспертизы (Временный порядок).

Согласно опубликованному разъяснению, Временный порядок является локальным нормативным актом Главгосэкспертизы России и распространяется только на процедуру проведения государственной экспертизы ПД и РИИ, проводимую работниками ГГЭ.

Напомним, что согласно Временному порядку, после направления сводных замечаний заявителю проводится установочное совещание с участием ответственных представителей очно или в формате видео-конференц-связи, результаты которого фиксируются в дорожной карте. Форма дорожной карты установлена приложением к Временному порядку.

По мнению ГГЭ, процедуры выделения критичных замечаний, установление срока на их устранение и закрепление указанных положений в дорожной карте соответствует Положению №145, которым допускается оперативное внесение изменений в ПД и (или) РИИ в сроки и в порядке, установленные договором.

В рамках реализации указанного права ГГЭ определила порядок устранения замечаний, который включает оперативное взаимодействие с заявителем и генеральным проектировщиком для разъяснения содержания замечаний, а также выделение наиболее критичных замечаний, формирование дорожной карты по их устранению.

Кроме того, временный порядок определяет перечень из восьми оснований, выявление которых в документации не может быть обозначено как замечание.

Объясняя данное положение, ГГЭ указывает, что данные основания не являются замечаниями, поскольку контроль за соблюдением обязательных требований происходит либо на другом этапе реализации проекта, либо осуществляется в иной форме. Указанный подход позволяет застройщикам (девелоперам) получать соответствующие разрешительные документы (согласования) параллельно, предоставляя больше времени на прохождение всех необходимых процедур и облегчая тем самым инвестиционно-строительный процесс.

В разъяснениях рассмотрены различные ситуации применительно к каждому из восьми основании, на примере которых ГГЭ делает вывод о том, что Временный порядок не устанавливает дополнительные «послабления», не изменяет законодательные подходы к контролю и надзору строительной деятельности, а лишь закрепляет корректные подходы к оценке проектной документации на этапе проведения государственной экспертизы.

По мнению Главгосэкспертизы, Временный порядок не нарушает требований Положения №145, а совершенствует механизмы для эффективной работы всех основных участников проектирования (заявитель, застройщик и генпроектировщик), объединенных единой целью — реализация в кратчайшие сроки проекта, отвечающего требованиям безопасности.

При этом дополнительные «послабления» не устанавливаются, законодательные подходы к контролю и надзору строительной деятельности не меняются, а лишь закрепляются корректные подходы к оценке проектной документации на этапе проведения государственной экспертизы.

Изменения в методике составления сметы контракта

На портале правовой информации опубликован приказ Минстроя России №124/пр от 25.02.2022 «О внесении изменения в Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. 841/пр».

Приказ вносит изменения в пп. «б» п.14.2 Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства. Она утверждена приказом Минстроя России №841/пр от 23.12.2019, установившим формулу расчета коэффициента корректировки цены контракта, учитывающую рост стоимости работ, вызванный существенным возрастанием стоимости строительных ресурсов, который невозможно было предвидеть при заключении контракта.

Согласно приказу, сама формула осталась без изменений. Изменения внесли в определение ЦНМЦК (сметная стоимость всех работ, в уровне цен утвержденной проектной документации) которая используется в формуле для расчета.

Устанавливается, что в случае, если сметная стоимость объектов капитального строительства (ОКС), использованная при определении НМЦК, определена с использованием индекса изменения сметной стоимости, не отражающего специфику строительства ОКС, то для определения показателя ЦНМЦК используется индекс изменения сметной стоимости, соответствующий Индексу по виду объекта, принятому для расчета показателя Цнов. В этом случае для расчета показателя ЦНМЦК осуществляется пересчет сметной стоимости из базисного уровня цен (по состоянию на 01.01.2000) в уровень цен на дату первого опубликования Индекса по виду объекта.

Также устанавливается, что в случае, если год выполнения расчета соответствует году первого опубликования Индексов по виду объекта, а также в случае если Индекс по виду объекта впервые опубликован Минстроем до дня вступления в силу Постановления Правительства РФ №604 от 15.05.2019, то при расчете показателя ЦНМЦК используются показатели сметной стоимости строительно-монтажных работ, предусмотренные сметной документацией, входящей в состав утвержденной заказчиком проектной документации, без ее пересчета.

При этом сметная стоимость строительных материалов и (или) оборудования, принятых в сметной документации по фактической стоимости на основании прейскурантов, коммерческих предложений, прайс-листов, при определении показателя ЦНМЦК пересчету не подлежит.

Постановлением №680 16.04.2022 Правительство РФ установило особые правила изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу ОКС, сохранению объектов культурного наследия в 2022 году.

План разработки и актуализации сметных нормативов на 2022 год изменен

На сайте Минстроя России опубликован приказ Минстроя России №329/пр от 05.05.2022 «О внесении изменений в План утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2022 год».

Приказом №329/пр вносятся изменения в утвержденный приказом Минстроя России №943/пр от 15.12.2022 План, который содержит предложения по разработке и актуализации свыше 3 тыс. сметных норм, 16 методик нормативных затрат и 7 методик определения сметной стоимости. Приказ №329/пр дополняет существующий План новыми позициями:

раздел I. Сметные нормы, дополняется 45 новыми позициями, из них в 8 позициях предусмотрена актуализация действующих сметных норм, остальные будут разрабатываться заново. Среди разработчиков сметных норм ФАУ «Главгосэкспертиза»; АО «ЦНС»; НОСТРОЙ; Минтранс России; ПАО Газпром; ОАО «РЖД»; ООО «УралЭконом Центр»; АО «Хилти Дистрибьюшн Лтд» и др.

Раздел II. Методики определения нормативных затрат на работы по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации дополняется пунктом 17, которым запланирована разработка методики определения нормативных затрат на разработку проектной документации для строительства объектов газовой промышленности. Разработкой данной методики займется ПАО «Газпром».

Напомним, что «Порядок утверждения сметных нормативов» утвержден приказом Минстроя №2/пр от 13.01.2020.

Согласно данному порядку, План утверждается приказом Минстроя и размещается на официальном сайте Министерства, а также во ФГИС ЦС.

Изменения в План могут вноситься приказом Минстроя на основании актов и поручений Президента и Правительства РФ, а также предложений Минстроя.

Вступили в силу новые меры поддержки российской ИТ-отрасли

Льготы получат как работающие в этой сфере компании, так и их сотрудники. Кроме того, правительство России выделило дополнительные 14 миллиардов рублей на разработку и внедрение отечественного ПО. Все это поможет российским разработчикам активно развиваться и создавать альтернативные западным программные продукты.

Новые меры поддержки были введены специальным указом президента России Владимира Путина. Как отмечается в документе, его цель - обеспечить ускоренное развитие отрасли информационных технологий. Для этого ИТ-компаниям предоставляют ряд льгот, например, возможность взять кредит на текущую деятельность или новые проекты по ставке не более 3 процентов годовых. Также до конца 2024 года разработчики программного обеспечения будут освобождены от уплаты налога на прибыль, а заодно и от налогового, валютного и других видов контроля.

"Наиболее значимым для российских ИТ-компаний станет освобождение от уплаты налога на прибыль, - считает директор по разработке и развитию продуктов МойОфис Дмитрий Комиссаров. - Благодаря обнулению ставки отечественные компании-разработчики ПО фактически сэкономят 20 процентов своей прибыли. Эти средства они смогут направить на развитие продуктов и повышение заработной платы ИТ-специалистов, чтобы при растущей инфляции сохранить уровень их дохода".

Самое привлекательное в новых мерах поддержки - это льготные кредиты, считает гендиректор компании "Антор Бизнес Решения" Анна Райзнер.

"У ИТ-отрасли есть проблемы с получением банковских займов, - пояснила она. - У нас нет станков, оборудования, земли - нам нечего оставить в залог. Конечно, есть нематериальные активы, но банки не хотят принимать их к учету", - говорит она.

ИТ-компании смогут взять кредит по льготной ставке - не более 3 процентов годовых

Новые меры поддержки обращены не только к компаниям, но и к их работникам. Во-первых, молодые специалисты смогут получить отсрочку от службы в армии до достижения возраста 27 лет. Во-вторых, работники от 22 до 45 лет могут рассчитывать на льготную ипотеку. Она обойдется им всего в 5 процентов годовых. По новым условиям, озвученным главой Минцифры России Максутом Шадаевым, минимальный порог дохода для получения льготного кредита составит 150 тысяч рублей в месяц для городов миллионников и 100 тысяч рублей для регионов. Правительство уже приняло решение выделить в этом году из Резервного фонда на субсидирование льготной ипотеки ИТ-специалистов 1,5 миллиарда рублей: кредиты получат не менее 10 тысяч человек.

"Для большого числа ИТ-специалистов возможность получить льготную ипотеку - ощутимая поддержка со стороны государства и эффективный инструмент привлечения кадров, - считает Дмитрий Комиссаров. - В сложившихся условиях возможность взять "цифровую ипотеку" может повлиять на выбор отрасли, в которой человеку предстоит работать".

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, кстати, предлагало еще освободить сотрудников ИТ-компаний от уплаты НДФЛ, но эта инициатива не вошла в указ президента. Как пояснили в министерстве, вопрос предлагается решить за счет безвозмездного финансирования аккредитованных компаний "на обеспечение льготной ставки по ипотеке и повышение уровня оплаты труда, в том числе в пределах суммы уплаченного по ним НДФЛ". На самом деле новые льготы - продолжение политики государства, которое и до этого помогало ИТ-отрасли. Первый пакет мер поддержки заработал с 1 января 2021 года. Тогда налог на прибыль для ИТ-компаний был снижен с 20 до 3 процентов, а размер страховых взносов с 14 до 7,6 процента. В сентябре 2021-го появился второй пакет. "Он включал выполнение таких важных задач, как повышение спроса на отечественные ИТ-решения, обеспечение ускоренной цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы, - рассказал "РГ" исполнительный директор АРПП "Отечественный софт" Ренат Лашин. - Были введены отраслевые стандарты, устанавливающие преимущественное использование российских программных продуктов и оборудования. Например, там содержались мероприятия по стимулированию перехода школ на российское ПО (мессенджеры, почта, видео-конференц-связь, офисное программное обеспечение, операционные системы) и требования по обязательному использованию российского ПО (мессенджеры и ВКС) при взаимодействии с учащимися и их родителями".

Еще одно важное направление господдержки ИТ-отрасли, помимо налоговых и кредитных льгот, - выделение грантов на разработку и внедрение новых программных продуктов. В начале апреля правительство постановило выделить на эти цели 14 миллиардов рублей из своего резервного фонда.

Средства будут распределять Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника), Фонд развития центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд "Сколково") и Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ). Фонд "Сколково" получит 1,2 миллиарда рублей "на обеспечение первого масштабного внедрения российских решений в сфере информационных технологий". Здесь поддержку должны получить не менее четырех проектов. Дополнительная субсидия Фонду Бортника составит 2 миллиарда рублей. Их до конца года предполагается направить на поддержку 107 проектов малых предприятий. Основную часть средств (10,8 миллиарда рублей) получит РФРИТ. Они пойдут на поддержку проектов по разработке и внедрению российских ИТ-решений.

Гранты позволяют производителям программного обеспечения компенсировать затраты на заработную плату разработчикам, накладные расходы, приобретение материальных активов в рамках реализации проекта. Все это дает компаниям возможности эффективно разрабатывать и выводить на рынок отечественные ИТ-продукты, рассказал "РГ" генеральный директор РФРИТ Александр Павлов.

"Уже сейчас мы отмечаем высокий спрос на получение грантов и предпринимаем все меры для вовлечения максимально большого числа разработчиков ПО для участия в конкурсном отборе, - сообщил он. - В 2021 году победителями конкурсного отбора нашего фонда стали 62 компании, общая сумма грантового финансирования составила свыше 4,5 миллиарда рублей. Рассчитываем, что в этом году победителей по разработке и выведению на рынок российских конкурентоспособных ИТ-решений будет существенно больше".

Максимальная сумма гранта, предоставляемого ИТ-компаниям на разработку нового ПО, в этом году увеличится с 300 до 500 миллионов рублей

Кстати, в этом году условия получения грантов станут еще привлекательнее. Если раньше проекты финансировались поровну - 50 процентов от государства и столько же от компаний, то теперь долю государства предлагается увеличить до 80 процентов. Также увеличится и максимальная сумма гранта - с 300 до 500 миллионов рублей.

"Адресная поддержка российских разработок и увеличение объема государственного финансирования в рамках грантов до 80 процентов упростит создание и вывод на рынок перспективных отечественных ИТ-решений, - уверен Дмитрий Комиссаров. - Наш опыт работы с РФРИТ показал эффективность грантовой поддержки - МойОфис удалось в сжатые сроки разработать и начать коммерческие тестирования корпоративной почтовой системы нового поколения Mailion".

Другой способ поддержать разработчиков ПО - дать деньги их клиентам, чтобы они могли купить отечественные программные продукты. "Предлагаемые государственном меры направлены на поддержку как непосредственно разработчиков российских решений, так и заказчиков - для внедрения уже зрелых программных продуктов, - пояснил Ренат Лашин. - В первом случае дополнительное финансирование позволяет ИТ-компаниям создать новые востребованные решения или повысить функционал уже созданных. Во втором - меры поддержки позволяют заказчикам существенно сократить расходы на внедрение отечественных решений и в целом ускорить обеспечение своей технологической независимости".

Кстати, Минцифры России в начале апреля объявило о начале нового отбора облачного программного обеспечения для участия в программе цифровизации малого и среднего бизнеса. Она позволяет компаниям приобрести программное обеспечение российских производителей за полцены. Льготные условия обеспечиваются за счет компенсации разработчикам ПО 50 процентов стоимости лицензии из федерального бюджета. В настоящий момент предпринимателям доступно более 130 программных продуктов от 29 российских производителей. Программа уже показала свою востребованность как среди разработчиков ПО, так и среди представителей малого и среднего бизнеса, которые, по словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, приобрели уже около 300 тысяч лицензий.

"В новом отборе принято решение сконцентрироваться на программном обеспечении, которое напрямую влияет на эффективность бизнеса, - рассказал замглавы Минцифры России Максим Паршин. - Мы ждем заявок от правообладателей ERP, CRM, специализированного ПО, необходимого малым и средним предпринимателям: например, производственным компаниям, гостиницам, автосервисам, ресторанам - решений, которые повышают производительность, улучшают качество, снижают издержки".

Для бизнеса любая помощь точно будет не лишней, ведь без работающего программного обеспечения вести дела крайне сложно. "Прямо сейчас мы все находимся в позиции, когда у нас, так или иначе, отключаются наши работающие сервисы, - отметил сопредседатель Совета ТПП РФ по развитию информационных технологий и цифровой экономики Герман Клименко. - Те, кто работает на Oracle и на сложных решениях SAP и Microsoft, будут вынуждены закрываться, потому что нет поддержки и нет безопасности, либо надо перестраиваться - менять железо и ПО. Это сейчас необходимо, чтобы просто остаться в "живых", потому что компания, которая вдруг перестанет коммуницировать со своими партнерами по привычным электронным схемам, тут же "улетает" с рынка".

В настоящее время идет работа над третьим пакетом мер поддержки ИТ-отрасли . Отечественные компании-разработчики ПО считают, что нужно и дальше стимулировать спрос на отечественные программные продукты, в том числе финансами. "Важно, чтобы у наших клиентов было не только желание, но и деньги на покупку софта, - отмечает Анна Райзнер. - Сейчас не все отрасли живут хорошо. Например, у клиентов нашей компании - ретейла и электронной коммерции - наступили трудные времена из-за скачков курса рубля и разрыва логистических цепочек. Надеюсь, что будет некий пакет мер поддержки, как в пандемию, то есть государство определит пострадавшие отрасли и будет их целенаправленно поддерживать".

Имеющиеся программы субсидирования покупки российского программного обеспечения малым и средним бизнесом необходимо расширять, считает Ренат Лашин. "Также важна поддержка экспорта российских решений, и здесь особое значение приобретает роль института цифровых атташе, то есть непосредственная поддержка государства на рынках отдельных стран, - отметил глава АРПП. - Кроме того, необходимо расширять кредитную поддержку экспортных контрактов на приобретение отечественных решений. Полезными будут и меры по софинансированию участия российских ИТ-компаний в международных выставках, организация совместных бизнес-миссий".

Источник:Российская газета/ Автор:Михаил Курбатов

Изменение климата выводит инвесторов за пределы баланса в ESG

Тема ESG остается актуальной несмотря на множество проблем, обрушившихся на мировую экономику с осени 2021 года и еще более обострившихся весной 2022 года — рост цен на энергоресурсы, инфляция, дефицит продовольствия, события на Украине, отрицательная доходность трежерис, полностью не восстановившиеся после ковидных ограничений производственные и логистические цепочки.

Материал подготовлен Институтом развития технологий ТЭК (ИРТТЭК).

Institute for Energy Economics and Financial Analysis (IEEFA) предлагает свое видение ситуации с ESG в докладе «Изменение климата выводит инвесторов за пределы баланса в ESG». Хотя в документе речь идет о ESG, выводы авторов актуальны вне зависимости от оценки значимости ESG в текущей ситуации и в целом для бизнеса, а также от интерпретации того содержания, которое вкладывается в понятие ESG.

Заинтересованные стороны, убеждены в IEEFA, теперь смотрят за пределы корпоративных балансов — на экологические, социальные и управленческие (ESG) параметры — чтобы определить истинную ценность компании. Усиление контроля над предприятиями со стороны акционеров, финансовых и государственных структур не ограничивается углеродоемкостью отраслей, а распространилось на социальные последствия. Все чаще ожидается, что корпорации будут устойчивыми не только в своем поведении по отношению к окружающей среде, но и во взаимодействии с заинтересованными сторонами.

Ускоряется переход от создания «акционерного богатства» к «созданию стоимости».

Прислушиваясь к призывам заинтересованных сторон, организации начали раскрывать свои показатели ESG среди показателей нефинансовой эффективности. Эти показатели, обычно не являющиеся частью обязательной финансовой отчетности, все чаще появляются в годовых отчетах или отдельных отчетах об устойчивом развитии.

Стороны, затронутые ESG-присутствием организации

Концепция ESG, существующая с 1950-х годов, получила новую жизнь в начале 2000-х годов, когда начало выкристаллизовываться внимание к изменениям климата.

В 2006 году были приняты Принципы ответственного инвестирования Организации Объединенных Наций (United Nations Principales for Responsible Investment, UNPRI, ЮНПРИ).

Ведущие мировые институциональные инвесторы согласились учитывать факторы ESG при принятии инвестиционных решений. По состоянию на апрель 2021 года ЮНПРИ имеет более 4000 подписантов из более чем 60 стран, представляющих активы на сумму более 120 триллионов долларов США.

Основные факторы ESG

Экологические факторы являются основной движущей силой в ESG, поскольку мир борется с неблагоприятными последствиями изменения климата и по мере усиления защиты климата.

За последнее десятилетие пять основных глобальных рисков сместились с экономических на экологические и социальные проблемы. Согласно отчету Bloomberg NEF «Распаковка багажа регулирования ESG» по состоянию на июнь 2021 года финансовые учреждения по всему миру взяли на себя обязательства по более чем 1370 сокращениям и поэтапному отказу от ископаемого топлива.

Все большее значение также приобретают социальные факторы. Отношения компании со своими сотрудниками, клиентами, регулирующими органами и сообществом могут определить, будет ли проект тормозиться или процветать. За прошедшие годы инвесторы стали более тонко понимать связь между плохой социальной практикой и рисками компаний и усилили давление на компании, чтобы они проявляли большее осознание потребностей общества.

Корпоративное управление, которое исторически ограничивалось балансом между интересами акционеров и личными интересами руководства, также расширяется, чтобы сосредоточиться на отношениях с более широким кругом внешних заинтересованных сторон. Новыми ключевыми проблемами являются неравенство в оплате труда, независимость совета директоров, гендерное разнообразие и стратегия управления рисками и возможностями ESG.

ESG-риски компании могут привести к нескольким видам финансового и репутационного ущерба, но также предлагают потенциальные возможности.

Экологический аспект:

  • увеличение эксплуатационных расходов из-за более высоких цен на выбросы парниковых газов (ПГ);
  • списание и досрочное выбытие активов в связи с ужесточением обязательств по представлению отчетности о выбросах и заменой продукции с более низкими уровнями выбросов;
  • снижение спроса на товары и услуги в связи с изменением выбора клиента;
  • затраты на адаптацию/внедрение новых методов и процессов при переходе на технологию с более низким уровнем выбросов.

Общественный аспект:

  • влияние на прибыльность и репутацию компании трудовых споров или забастовок;
  • снижение спроса со стороны клиентов или судебные разбирательства из-за рисков безопасности продуктов или услуг;
  • нарушение операционной деятельности или цепочек поставок из-за геополитических конфликтов;
  • демографические или потребительские изменения, сокращающие рынок для продукции компании.

Управленческий аспект:

  • гипертрофированное число директорских должностей членов совета директоров, приводящее к конфликту интересов;
  • отсутствие опытных членов совета директоров в управлении энергетической компанией в переходный период;
  • чрезмерное вознаграждение руководителей, подрывающее доверие к бизнесу;
  • скандалы из-за слабого соблюдения требований по раскрытию информации, аудиту, бухгалтерскому учету или нормативным актам

Вышеуказанные риски обычно не упоминаются в обязательной финансовой отчетности, но могут иметь далеко идущие последствия для компаний. С другой стороны, компании получат огромную выгоду от лучшего управления вопросами ESG.

На экологическом фронте предприятия могут снизить эксплуатационные расходы за счет использования возобновляемых источников энергии и снижения потребления воды.

Благодаря лучшему управлению социальными аспектами, такими как трудовые отношения и воздействие на партнеров по цепочке поставок в геополитических горячих точках, компании могут избежать нарушения своей нормальной деятельности.

Структуры управления, которые помогают компаниям ценить возможности и развивать культуру доверия и сотрудничества с заинтересованными сторонами, являются необходимым условием для работы с возможностями и рисками ESG.

Эти аспекты стали более значимыми, чем когда-либо, после глобальной пандемии COVID и последующих сбоев в цепочке поставок.

Институциональные инвесторы, возможно, одни из крупнейших акционеров компаний по всему миру, возглавляют продвижение ESG. Согласно исследованию 2020 года 95% владельцев институциональных активов во всем мире интегрируют или рассматривают возможность интеграции устойчивого инвестирования во все или часть своих портфелей. Для институциональных инвесторов, таких как страховщики и пенсионные фонды, более важно включать эти показатели в процесс принятия инвестиционных решений, поскольку они, как правило, являются долгосрочными терпеливыми инвесторами, которые будут в числе наиболее затронутых рисками ESG.

Институциональные инвесторы также поддерживают инвесторов-активистов, стремящихся встряхнуть корпоративные залы заседаний, чтобы они были более ответственными в вопросах ESG. В мае 2021 года инвестор-активист Engine No 1 вступил в опосредованную битву с ExxonMobil, избрав трех директоров в совет директоров ExxonMobil, чтобы помочь в реализации стратегии зеленой энергии. Другой инвестор, Third Point, призвал в октябре 2021 года Royal Dutch Shell разделить свои бизнес-направления на несколько дочерних организаций.

Раскрытие информации ESG набирает силу в нормативно-правовой среде. К августу 2021 года 86 стран обнародовали свои политики устойчивого финансирования и раскрытия информации ESG (в 2010 году таких стран было 18). Этот рост является ответом на растущие ожидания инвесторов в отношении раскрытия нефинансовой информации и быстро расширяющийся ландшафт стандартов ESG, рейтингов и инвестиционных инструментов. Растущие климатические активности также побуждают страны устанавливать индивидуальные пути достижения углеродной нейтральности.

Например, в мае 2021 года Совет по ценным бумагам и биржам Индии (SEBI) объявил, что он развернет новый набор стандартов раскрытия информации ESG, известных как стандарты деловой ответственности и отчетности об устойчивом развитии (BRSR), требуя, чтобы 1000 крупнейших зарегистрированных на бирже компаний отчитывались о своих параметрах ESG с апреля 2022 года.

Комиссия по ценным бумагам и биржам США 22 марта выпустила новые правила, обязывающие компании, котирующиеся на бирже США, раскрывать информацию, связанную с климатом.

В декабре 2021 года Сингапурская биржа (SGX) обязала всех эмитентов предоставлять климатическую отчетность в своих отчетах об устойчивом развитии.

На COP26 Фонд международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) объявил о создании нового Совета по международным стандартам устойчивого развития.

В ноябре 2021 года Гонконгская фондовая биржа (HKEX) опубликовала руководство для листинговых эмитентов по раскрытию информации о климате.

В октябре 2021 года правительство Великобритании ввело правила, требующие от британских компаний раскрывать финансовую информацию, связанную с климатом.

В октябре 2021 года парламент Новой Зеландии принял Закон о поправках к финансовому сектору 2021 года, требующий от компаний раскрывать информацию, связанную с климатом.

В конце марта министры 38 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейского Союза, а также Болгарии, Хорватии, Перу и Румынии в официальной Декларации ОЭСР обязались активизировать работу в области климата и окружающей среды, в том числе с целью сдерживания утраты биоразнообразия, решения проблемы загрязнения пластиком, согласования финансирования с экологическими целями и ускорения действий по борьбе с изменением климата с целью сохранения повышения температуры в пределах 1,5°C.

Все эти действия показывают, что устойчивое развитие быстро занимает центральное место в корпоративных залах заседаний, поскольку переход от создания акционерного богатства к «созданию стоимости» заинтересованных сторон ускоряется. Корпорации вынуждены принять, что сегодня от них ожидается не только получение прибыли, но и выполнение этических и моральных обязанностей перед заинтересованными сторонами (инвесторами, сотрудниками, клиентами, регулирующими органами, сообществом и поставщиками). Новая парадигма бизнеса неумолима – балансы больше не являются единственными детерминантами стоимости компании.

Источник:Газета Нефтянка

Вложения:

ПП №715 от 21.04.22

ПП №725 от 21.04.22