А вы бы что с Подмосковьем сделали?
Игорь Брынцалов, председатель Московской областной думы:
— Подмосковье — уникальный регион: у нас есть городские округа, прилегающие к столице, есть крупные культурно-исторические центры — Сергиев-Посад, Зарайск, Коломна, Подольск, Серпухов, а также отдаленные сельскохозяйственные районы. К сожалению, это многообразие имеет и обратную сторону медали. Качество жизни в пристоличных муниципалитетах значительно выше, чем на периферии. Наукограды получают дополнительное финансирование из федерального бюджета. Где-то администрации работали эффективно — в этих районах и городах есть производство, есть инвесторы. Где-то наоборот: изношена социальная и инженерная инфраструктура, молодые люди мечтают оттуда уехать. Яркий пример — военные городки: прежнее руководство Минобороны высасывало весь потенциал городков через аффилированные управляющие компании. Успешное будущее Подмосковья будет зависеть от того, насколько успешно мы сможем реализовать идеи по формированию единого качества жизни в регионе. Это значит, что любая жилищная застройка вне зависимости от типа и дальности расположения населенного пункта должна будет сопровождаться возведением социальной инфраструктуры: детских садов, школ, больниц и многого другого. Сейчас это не просто пожелания — такие нормы оформлены в региональном законодательстве. В регионе действует гибкая система поддержки инвесторов, и мы, конечно же, стараемся привлечь их в отдаленные поселения, создавая там новые рабочие места. На повестке дня в парламенте Закон о благоустройстве, который обяжет муниципальные власти формировать единый облик наших городов и сел. Такая стандартизация направлена именно на сохранение нашего культурного и архитектурного многообразия, ведь с конца прошлого века мы лишились слишком многого: буквально вымирали деревни и села, разрушались памятники, опустошались города.
Сергей Чернин, председатель комиссии Общественной палаты РФ по экологии и защите окружающей среды:
— Подмосковье нужно развивать комплексно — с учетом необходимости строительства инфраструктуры, систем энергообеспечения и современных методов утилизации отходов. Регион сейчас развивается бурно, там молодой губернатор, который старается реализовать много новаций. Недавно Андрей Воробьев высказал очень здравую идею о необходимости закрытия мусорных полигонов и замены их на современные центры вторичной переработки ресурсов. Очень надеюсь, что эта идея будет реализована. В Подмосковье уже исчерпаны возможности выделения новых земель под свалки, а общая площадь существующих составляет, по разным оценкам, от 10,5 тыс. до 13 тыс. га. Это влечет за собой огромные проблемы с загрязнением атмосферы и подземных вод. При этом полигон — это не только то место, где лежит мусор, это еще и значительная санитарная зона вокруг. Переход на современные технологии переработки мусора будет означать улучшение экологической ситуации в регионе и высвобождение огромных территорий под полезную застройку за счет уменьшения площади санитарных зон.
Борис Ярышевский, член правления Национального объединения технологического и ценового аудита:
— Прежде чем рассматривать стратегические задачи развития региона, я бы условно разделил Подмосковье на три пояса — ближний, средний и дальний. Ближний состоит из примыкающих к Москве образований (Красногорск, Зеленоград, Мытищи и проч.), и его традиционная задача — обслуживать столицу. Жители этого пояса в основном едут на работу в Москву, платят там налоги, тратят деньги и т. п. Область же этих налогов не получает, хотя обременена большими социальными обязательствами. Более того, даже офисы фирм, работающих в этом поясе, иногда расположены в столице, где удобнее инфраструктура, надежнее связь. С точки зрения интересов региона важно подумать, как эти потери минимизировать. Средний пояс — обозначим его рамками строительства ЦКАД — это регион с огромным потенциалом, прежде всего с точки зрения вложений средств в инфраструктуру и получения доходов. По мере развертывания строительства автодороги будет повышаться стоимость примыкающей к ней земли, и нужна грамотная политика областных властей с целью получения максимальной отдачи от целевого адресного ее использования. Жаль, если земля уйдет только под дачное и коттеджное строительство. Нужны технопарки, новые центры жизни, которые оживили бы экономику этого пояса. В том числе восстановили плохо или совсем не работающие предприятия. Проблемы дальнего пояса — регионов, примыкающих к соседним областям, пожалуй, за исключением близких к инвестиционно активной Калужской области, сейчас не актуальны, и к ним надо обращаться чуть позже. Помимо стратегических я бы обозначил и ряд точечных проблем. Первая: активная переработка твердых бытовых отходов в противовес нынешнему бездумному складированию везде и вся. Вторая — строительство переездов, прежде всего через железнодорожные пути. Здесь нужны огромные капвложения, и задача не может быть решена только силами региона. Над ней нужно задуматься и на федеральном уровне. Есть проблема обратной связи с экспертным сообществом по решению областными властями важнейших проектов. Активное участие специалистов (экспертиза, ценовой аудит и др.) может помочь устранить такие перекосы, как завышение сметной стоимости проектов.
Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ:
— Начну с того, чего бы я точно не сделал. Например, многоэтажное высотное строительство ближнего пояса Подмосковья от Балашихи до Наро-Фоминска в любом направлении. Очевидная ориентация жителей этих застроек на рабочие места в Москве и даже в ЦАО создают транспортную задачу, не решаемую в принципе никогда. Поэтому самый главный вопрос — это микрополицентричная структура с рабочими местами, которые по своей доходности как-то сопоставимы с ценой недвижимости. Если мы эту задачу не решим, то обречем себя на жуткие проблемы. Вторая задача — это думать о нормальной рельсовой сети. Не нынешние V-образные, чтобы ездить сначала в Москву, а потом обратно в другой городок или район Подмосковья. Это входит в планы Воробьева, правительства МО. Это я приветствую двумя руками.
Константин Михайлов, журналист, писатель, краевед, координатор общественного движения "Архнадзор", член Общественной палаты:
— Со сменой руководства региона внимание к сохранению наследия усилилось, но факты сносов памятников, новой застройки, искажающей исторические города, имеют место по-прежнему. Остаются какие-то безумные поступки людей, достойные внимания специальных органов по охране наследия. В качестве примера могу привести историю с усадьбой Ильинское. Получив сигнал о том, что там происходит несанкционированный снос памятников архитектуры, на место приехали сотрудники из министерства культуры Московской области. Но их попросту не пустили на территорию. Уполномоченным представителям государственного органа дали от ворот поворот, и они не смогли проверить, снесены ли объекты! Надо добиться, чтобы несоблюдение закона привело к немедленной каре тех, кто это допускает. Во-вторых, надо реализовывать крупные программы с участием частных инвесторов. На территории Подмосковья много дворянских усадеб, брошенных своими уже советскими хозяевами в начале 1990-х годов. В рамках губернаторской программы начинаются торги по программе "Зеленые коридоры", когда инвесторы будут приобретать усадьбы в частную собственность с условием восстановления и реставрации. Но нельзя допустить, чтобы под видом реставрации нам предлагали новоделы или что-то подобное. Как это происходит в Москве, где уже есть подобная программа. Третье — это ситуация с охранными зонами. Иногда, чтобы убить памятник, не обязательно его сносить и устранять физически. Достаточно для этого построить какую-нибудь 16-этажную башню, и памятник практически прекратит свое существование, никогда уже не будет восприниматься так, как прежде. Сигналы о таких новостройках поступают из Сергиева Посада, Истры, Нового Иерусалима других городов.
Катя Гордон, теле- и радиоведущая, певица, режиссер:
— Как человек, который прожил в Подмосковье несколько лет, могу сказать, что есть одна вечная проблема — это въезд в Москву. Она отчасти начала решаться: расширяются Новорижское, Киевское шоссе, но все равно практически нет трасс, которые бы позволяли въезжать в столицу без пробок. Пока что шаги в этом ничтожно малы, пропускная способность столицы работает сомнительно, нужно придумывать иную логистику. Плюс я бы отправила в область престижные филиалы московских вузов. Там, где я жила, например, был институт, где готовили персонал в рестораны, и я заметила, что подобные очаги образования позитивно влияют на создание инфраструктуры. И еще один момент: нужно дальше решать проблему несанкционированной застройки Московской области. Некоторые особо денежные поселки, несмотря на недавние скандалы, как стояли, так и стоят на прежних местах. Если Московская область начнет жить по законам Российской Федерации, то все будет хорошо. А пока она живет по законам рубля.
Мартин Шаккум, первый заместитель председателя комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству:
— Я с большим уважением отношусь к губернатору Московский области господину Воробьеву. Мне кажется, он делает все возможное исходя из тех ресурсов, которые у него есть. Среди его наиболее удачных решений, как я считаю, концентрация в руках властей земельной и градостроительной политики Подмосковья. Это основное достояние, учитывая близость к мегаполису. Основная стоимость, основные богатства и материальные активы региона — это земля. И для осуществления единой, скоординированной политики необходимо сосредоточить все полномочия в руках властей региона.
Сергей Белоголовцев, шоумен:
— Я сам живу в Подмосковье, в Красногорском районе. И уже измучился и устал ездить по Новорижскому шоссе, которое все никак не приведут в божеский вид. Нам давно обещали закончить с ним, но этого так и не произошло. Мы по-прежнему мучаемся и страдаем. Хотелось бы, чтобы все работы были закончены, чтобы все там было уложено, положено, размечено и т. д. Вот, пожалуй, главное, что я хотел бы сделать с Подмосковьем, в остальном, мне кажется, мы живем неплохо. Что касается инициативы переноса парламентского центра в Подмосковье, на мой взгляд, это абсолютно нецелесообразно. Как говорил классик, Россия должна прирастать Сибирью. Хорошо бы ребят отправить куда-то в том направлении! Там есть прекрасные города: Пермь, Новосибирск, Екатеринбург и т. д. Для этих городов это было бы очень полезно: там бы появилась инфраструктура, появились бы новые дороги. Может, построили бы специальный городок, как в Бразилии, когда столицу перенесли в город Бразилиа. Почему бы и нам не пойти по их пути, и не перебросить ребят поближе к народу, поближе ко всему исконно русскому.